Помощник на радость всем

a:2:{s:4:"TEXT";s:240:"Как известно, дети гораздо охотнее играют с «взрослыми» вещами, чем с пупсиками и машинками. Как же должны вести себя родители: ограничивать «вмешательство» малыша в свои дела или, наоборот, привлекать его к настоящей, «неигрушечной» жизни?";s:4:"TYPE";s:4:"html";}
Ответ на этот вопрос зависит от того, кого вы хотите воспитать в своём ребёнке: потребителя созданных вами благ или активного участника, созидателя и строителя своего дома и семьи. Гораздо проще и не так хлопотно, конечно, не предоставлять малышу возможности действовать самостоятельно. Он, разумеется, испачкается, перевернет всё вокруг, что-нибудь разольёт или разобьёт, и в результате вам придётся потратить много драгоценного времени на ликвидацию последствий его активности. Но задумайтесь: время самостоятельных действий всё равно, рано или поздно, придёт. Так может, есть смысл помочь ему преодолеть этот сложнейший жизненный этап? Чем меньше запретов он слышит, чем больше ваш дом приспособлен к его активным и целесообразным действиям, тем комфортнее вашему любимцу.

Фирменный салат

Самое притягательное место для ребёнка – конечно, кухня. Если вы хотите, чтобы малыш не мешал вам заниматься домашними делами, не суйте ему пластмассовые игрушки, а доверьте важное взрослое дело. Антошке два с половиной года, он крутится под ногами у бабушки. Ей некогда: она готовит ужин, скоро за столом соберётся вся семья. А внук привёз на кухню весь свой «автопарк», да и книжку любимую захватил. Как уговорить ребёнка, чтобы он не мешал? Предложите ему какое-нибудь посильное и важное дело, которое можно доверить только самому хорошему мальчику. Мышление малыша этого возраста носит наглядно-действенный характер. Ему хочется не только наблюдать за вашими, интересными для него действиями, но и принимать в них участие.
На втором году жизни Антошка торжественно опускал порезанные взрослыми овощи в кастрюлю, выкладывал на блюдо фрукты и хлеб. А сейчас он уже готов принимать самое активное участие в сервировке стола и увлечённо раскладывает салфетки, ложки и вилки. Кроме того, любой ребёнок этого возраста с огромным удовольствием примет предложение порезать салат. Конечно, не острым, а простым сервировочным ножом. Этот красивый предмет, который так удобно держать в руке, будет только его, и ответственность за него полностью несёт сам малыш. Он может самостоятельно порезать варёную морковку или картофелину. Ребёнок координирует действия руками, пробует на вкус отрезанные кусочки, аккуратно складывает их в салатник. И не беда, если часть из них окажется на полу. Не нужно причитать, ахать и охать – восхищайтесь умельцем, предоставьте ему возможность быть самостоятельным и инициативным. Интересно следить за его неумелыми действиями, умиляться старательности и увлечённости малыша. Это дорогого стоит! Переделать всё по-своему несложно, но зато вы растите активную и уверенную в себе личность, учите маленького человека приходить на помощь близким.

Первые уроки

Вроде бы ничего особенного, но значение этого события для ребёнка трудно переоценить. Он учится совместным действиям с взрослым, получает первую информацию о ботанике и кулинарии. Вы всё время рядом: режете огурцы, помидоры, называете каждый овощ, уточняете его вкусовые характеристики, вспоминаете, где он растет, обсуждаете, что ещё нужно добавить в «наш салат». В нужный момент приходите на помощь, не гася его инициативы, активности, способствуйте развитию внимания, памяти, мышления. Постепенно малыш осваивает последовательность действий, учится доводить начатое до конца. А когда семья соберётся на ужин, вы расскажете об участии ребёнка в приготовлении салата и вместе вспомните то новое, что узнал карапуз. Обязательно похвалите его за выполненную работу, а если что-то случайно пролилось, разбилось или рассыпалось, ни в коем случае не ругайте, а спокойно покажите, как это можно исправить – вытереть или подмести.
Дел на кухне много: например, приготовить тесто вместе с мамой, раскатать «заготовки» своей маленькой скалочкой, вырезать формочкой фигурное печенье. На втором году малышу можно доверить сполоснуть ложки, небьющуюся посуду, а повзрослевший ребёнок с удовольствием протрёт ложки и разложит маленькие и большие – каждые в свою ячейку. Дети с удовольствием принимаются «за дело», если старшие братья и сёстры тоже помогают взрослым на кухне. А у вашего первенца именно так формируются основы собственного будущего родительского поведения.

Настоящий Самоделкин

Не остаются в стороне и мужчины – например, дедушки могут привлечь детей к «ремонтным работам». Карапузы с большим удовольствием играют в «монтёров», интересуются применением инструментов не только по их прямому назначению, но и в придуманных сюжетах. Дедушки и папы терпеливо объясняют и показывают, зачем нужны клещи и долото. Хорошо сравнить игрушечные и настоящие инструменты. Дети будут не только с интересом подавать вам отвёртки и плоскогубцы, но и с большим удовольствием разложат инструменты по своим местам в специальном ящике, приучаясь к порядку и внимательному отношению к вещам.
Что бы вы ни делали, обязательно рассказывайте и объясняйте малышу, что вы берёте, как это называется, из чего сделано, как будет использоваться. Таким образом вы не только знакомите ребёнка со свойствами предметов, их цветом и формой, но и значительно расширяете его словарный запас, чувственное познание действительности. Он полнее и глубже познаёт предметный мир, если вы предлагаете ему вдыхать запахи, пробовать на вкус овощи и фрукты, определять их мягкость и твёрдость, учиться резать кубиками, колечками, упражняясь в различении форм, цвета и величины самых разных предеметов. Малыш всесторонне развивается именно в таких обыденных делах.
Ну и ещё раз повторю самое главное: всегда, несмотря ни на что, обращайте внимание ребёнка на помощь, которую он оказывает вам. Щедро благодарите, подчёркивайте, что он становится вашим помощником!

Светлана Груничева
детский психолог
научный сотрудник ИКП



Назад в раздел