Живая клякса

a:2:{s:4:"TEXT";s:193:"Однажды кот заговорит, швабра будет летать, а в квартире поселится кикимора. Поздравляем, у вашего малыша богатая фантазия. Только не одёргивайте его и не смейтесь – это рождается творчество.";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}
У малышей фантазии возникают непроизвольно, как результат интереса к окружающему миру. Ребёнок воспроизводит увиденные действия и ситуации.
В раннем возрасте главное средство развития воображения – забавы и розыгрыши. Ребёнок учится повторять за персонажами: «Зайчик моет лапки, и ты помой руки», сопровождать стихи, песенки движениями, имитировать действия животных: «Походи, как мишка». Вместе слушайте песенки, потешки и побуждайте к повторению движений.
В процессе игры можно создать ситуацию, которую малышу необходимо разрешить. Например, в гости пришёл мишка и очень устал, хочет сесть отдохнуть, а стульчика нет. Пусть кроха сам придумает, как помочь герою.
Конструирование – одно из средств развития воображения в раннем детстве. Из одних и тех же деталей конструктора можно построить стульчик, диван, гараж для машинки, башню и многое другое. Способствуют развитию воображения и блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, танграмы. 
Еще одно средство для развития воображения – сказка. Малыш постепенно учится сопереживать героям, а затем и самому проигрывать сказочную ситуацию с игрушками. Взрослея, дети начинают придумывать другое окончание сказки, добавляют персонажей, меняют ход развития сюжета. 

Воображение – это умение создавать новые образы на основе прошлого опыта.

Творческая деятельность – рисование, аппликация, лепка, несомненно, тоже способствуют развитию воображения. 
Начиная с 1 года, предлагайте ребёнку нарисовать всё, что он хочет, на большом листе бумаги. Не вмешивайтесь в процесс рисования. Как только малышу надоест, возьмите в руки его работу и попробуйте сами увидеть и дорисовать образы на картине. А затем покажите малышу, что же он нарисовал. Чудесным образом каляки-маляки вашего малыша превратились в бабочек, цветочки и многое другое. Вы можете использовать разные материалы для такого совместного творчества, карандаши, краски, пастель, восковые мелки. 
Можно также капнуть каплю краски на бумагу и предложить ребёнку превратить кляксу в картину.
Используйте для поделок природные материалы, различные подручные средства, разную по фактуре бумагу. Сначала покажите малышу, что можно создать из всех этих материалов, спросите его, что он хотел бы сделать сегодня, и помогите ему реализовать его фантазию в поделке. 
Примеры игры для развития воображения:
Показ ситуаций с героями. Дайте ребёнку фигурку животного и расскажите, сопровождая слова действиями: «Зайчик пришёл гулять в парк, покушал морковку, а теперь хочет сесть отдохнуть на скамейке».
С появлением речи малыш начнёт сам рассказывать, куда и зачем пошёл персонаж. 
Игра «На что это похоже?» Гуляя на улице, смотрите вместе с малышом на облака, камушки, листочки, и придумывайте, на что они похожи. Послушайте сначала, что видит в этом ваш ребёнок, а затем можете озвучить свою версию.
Игра «Кто это». Взрослый изображает звуками или жестами животного, а малыш угадывает. Затем можно поменяться ролями.
Игра «Попугай». Повторяйте за малышом всё, что он говорит. Постепенно ребёнок поймет суть игры и станет придумывать разные смешные слова.
Играя во все эти игры, главное – не ругать малыша, если у него не получается что-то, а хвалить, мотивируя желание к самостоятельному развитию. И помните, что вам отводится роль помощника, ведущую же роль в фантазировании играет ребёнок.
Играйте, творите, наблюдайте и развивайте воображение и фантазию ребёнка!

Екатерина Гладкова
педагог



Назад в раздел