Азбука и счет в стихах и картинках

a:2:{s:4:"TEXT";s:135:"Детям, которые учатся называть и писать буквы русской азбуки, большую помощь может оказывать изобразительная деятельность – рисование. ";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}
Мы предлагаем для родителей следующие упражнения с детьми в домашних условиях. В условиях домашнего воспитания детей готовят к зрительному восприятию букв, к запоминанию их названий и объясняют их назначение (с помощью букв можно прочитать слово в любой красивой книге).
Мы предлагаем ряд графических упражнений, направленных на развитие чтения у детей 2–3 лет. Однако возраст начала занятий определяется индивидуально для каждого ребёнка, если малыш в возрасте от двух до трёх лет не способен понять, что от него требуется, то не следует отчаиваться, просто занятие надо отложить, а пока заниматься с ним просто рисованием.

Упражнение

«Ищем букву “А”»
Цель: формировать умение различать буквы.
Материалы: рисунок с изображением буквы “А”, фломастеры, бумага (1/2 альбомного листа).
Ход упражнения
Ребёнку предлагают поиграть. Ему показывают букву “А” и говорят: «Это буква “А”. На что она похожа?» Пусть малыш нарисует букву. Объясняют ребёнку, зачем нужно знать буквы: «Буквы надо знать для того, чтобы передавать сообщение на большие расстояния. Человека здесь нет, а то, что он хочет рассказать, известно из его письма или книги, газеты». Затем записывают его имя заглавными печатными буквами и пусть малыш отыщет в нём знакомую букву “А”. Если в имени ребёнка нет буквы “А”, то имя изменяют, чтобы в нём появилась буква “А”. Например: «У КИРИЛЛА ЕСТЬ МАМА И ПАПА». Крохе объясняют, что это предложение, потому что состоит из слов, которых много. Зачитывают предложение и просят отыскать букву “А”, поясняя, что здесь много букв “А”: «Отыщи их все».

Упражнение

«Ах, как красиво»
Цель: формировать умение соединять буквы в слоги.
Материалы: детский рисунок, фломастеры, бумага (1/2 альбомного листа).
Ход упражнения
Ребёнка учат соединять буквы. После того, как он показал рисунок, родители (педагог) восклицают: «Ах, как красиво!» и предлагают написать слово «АХ». Родители или взрослый, занимающийся с малышом индивидуально, записывают слово заглавными печатными буквами. Ребёнок должен показать букву «А». Спросите, на что похожа буква «Х». Пусть кроха её нарисует.

Упражнение

«Где спряталась буква и цифра»
Цель: формировать умение узнавать буквы и цифры на изображении.
Материалы: рисунок, фломастеры.
Ход упражнения
Родитель в присутствии ребёнка на рисунке изображает букву или цифру в художественном образе. Например, в образе крыши деревенского домика прячется буква «А», солнце – цифра «0», лебеди на озере – цифра «2», окно в этом домике – буква «Н». Малышу с помощью фломастера предлагается найти и обвести в рисунке все спрятанные буквы и цифры. Затем уже ребёнок рисует, а взрослый должен угадать зашифрованные буквы. Качество рисунка не должно стоять на первом месте, главное – его знаковая функция – помочь малышу проявить творчество и научить его узнавать буквы и цифры в изображении и писать их.

Azb2.jpg


Можно зашифровать целое слово «МАМА» в образе гор; букву «Я» – горное солнце; а буква «О» в виде образа  белого облака.
Для изучения букв можно использовать рисунки с изображением животных, предметов, объектов, начинающихся на изучаемую букву. Мы предлагаем рассмотреть русскую азбуку, изданную в 1903 году товариществом И. Д. Сытина, в ней написаны слова в соответствии с теми правилами, которые были до революции 1917 года. Можно рассмотреть и современную азбуку или нарисовать рисунок самостоятельно вместе с ребёнком. Важным является подписать рисунок вместе с малышом по слогам и заглавными буквами.

Azb3.jpg


Азбуку или алфавит можно изучать в стихотворной форме.
Предлагаем стихотворение Самуила Яковлевича Маршака «Автобус номер 26», кроме изучения букв, дети изучают навыки культурного поведения в общественном транспорте.

Автобус номер двадцать шесть.
Баран успел в автобус влезть,
Верблюд вошёл, и волк, и вол.
Гиппопотам, пыхтя, вошёл.
Дельфин не мог вползти в вагон.
Енот не может выйти вон.
Жираф – как дернет за звонок:
Змею он принял за шнурок.
Индюк спросил: – Который час?
Козел сказал: – Не слышу вас.
Лиса сказала: – Скоро семь.
Медведь сказал: – Я всех вас съем!
Навозный жук жужжит: – Боюсь!
Орёл сказал: – А ты не трусь!
Петух пропел: – Какой герой!
Рысь проворчала: – Рот закрой!
Свинья заспорила с ежом.
Тюлень поссорился с моржом.
Удав кольцом сдавил свинью.
Фазан забился под скамью.
Хорёк за хвост цыпленка – хвать!
Цыплёнок бросился бежать.
Червяк подумал, что за ним.
Шмель прожужжал ему: – Бежим!
Щегол уселся на окно.
Выпь говорит, что ей темно.
Эму сказал: – Закрыл он свет!
Юрок и дрозд сказали: – Нет!
Як промычал, пройдя вперёд:
– Автобус дальше не пойдет!

Прочтите сказку эту, дети.
Расскажет весело она,
Какие звери есть на свете
И как писать их имена.
Когда в автобусе мы едем
Или в вагоне под землей,
Не будь ежом, не будь медведем,
Не будь удавом и свиньей!

И другое стихотворение Самуила Яковлевича Маршака «Азбука в стихах». Для каждой буквы по заданной в стихотворении тематике можно вместе с ребёнком сделать рисунок.  Затем соединить все рисунки в альбом и сделать свою собственную книгу с иллюстрациями.

Аист жил у нас на крыше,
А в подполье жили мыши.
Бегемот разинул рот –
Булку просит бегемот.
Воробей влетел в окно,
В кладовой клюёт пшено.
Гриб растёт среди дорожки,
Голова на тонкой ножке.
Дятел жил в дупле пустом,
Дуб долбил, как долотом.
Ель на ёжика похожа: 
Ёж в иголках, ёлка тоже.
Жук упал и встать не может,
Ждёт он, кто ему поможет.
Звезды видели мы днём
За рекою над Кремлём.
Иней лёг на ветви ели,
Иглы за ночь побелели.
Кот ловил мышей и крыс,
Кролик лист капустный грыз.
Лодки по морю плывут,
Люди вёслами гребут.
Мёд в лесу медведь нашел:
Мало мёда, много пчел.
Hосорог бодает рогом –
Hе шутите с носорогом.
Ослик был сегодня зол:
Он узнал, что он — осёл.
Панцирь носит черепаха,
Прячет голову от страха.
Роет землю серый крот –
Разоряет огород.
Спит спокойно старый слон,
Стоя спать умеет он.
Таракан живёт за печкой,
То-то тёплое местечко.
Ученик учил уроки –
У него в чернилах щёки.
Флот плывет к родной земле,
Флаг на каждом корабле.
Ходит по лесу хорёк –
Хищный маленький зверёк.
Цапля важная, носатая
Целый день стоит, как статуя.
Часовщик прищурил глаз:
Чинит часики для нас.
Школьник, школьник, ты – силач:
Шар земной несёшь, как мяч.
Щёткой чищу я щенка,
Щекочу ему бока.
Эта кнопка и шнурок –
Электрический звонок.
Юнга, будущий матрос,
Южных рыбок нам привёз.
Ягод нет кислее клюквы,
Я на память знаю буквы.

Asb1.jpg

Написание цифр можно изучать по сходству с предметами, которые ребёнок может изобразить с помощью взрослого. Например, рассмотрим стихотворение Самуила Яковлевича Маршака «Весёлый счёт».

«Вот один, иль единица,
Очень тонкая, как спица» – демонстрируем детям спицу для вязания и пишем единицу.
«А вот это цифра два.
Полюбуйся какова:
Выгибает двойка шею, 
Волочится хвост за нею» – демонстрируем детям иллюстрацию или фотографию, где изображён лебедь. Напишем цифру «два».
Обозначенное содержание может послужить материалом для одного занятия с детьми. Пусть дети сами нарисуют спицу и лебедя и запомнят, какие цифры соотносятся с изображением.
На следующих занятиях можно продолжить изучение стихотворения Самуила Яковлевича Маршака «Весёлый счёт».
Приведём текст: 
А за двойкой – посмотри –
Выступает цифра три.
Тройка – третий из значков –
Состоит из двух крючков.
За тремя идут четыре,
Острый локоть оттопыря.
А потом пошла плясать
По бумаге цифра пять.
Руку вправо протянула
Ножку круто изогнула.
Цифра шесть – дверной замочек:
Сверху крюк, внизу кружочек.
Вот семёрка – кочерга
У неё одна нога.
У восьмёрки два кольца
Без начала и конца.
Цифра девять иль девятка – цифровая акробатка:
Если на голову встанет
Цифрой шесть девятка станет.
Цифра вроде буквы О – это ноль иль ничего.
Круглый ноль такой хорошенький,
но не значит ничегошеньки!
Если ж слева, рядом с ним
Единицу примостим,
Он побольше станет весить, 
Потому что – это десять.


Светлана Кахнович
кандидат педагогических наук



Назад в раздел