Учимся говорить

a:2:{s:4:"TEXT";s:338:"Главные уроки речевого развития ребёнок, как правило, получает на втором году жизни. Решение этой непростой задачи требует осмысленного общения, которое обеспечивают мама, папа, близкие родственники и воспитатели ясельных групп. И не забывайте о том, что на этот процесс влияет целый ряд факторов, которые вы должны обязательно учитывать.";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}
Ход речевого развития ребёнка зачастую определяют данные, заложенные на генетическом уровне. Вспомните, когда заговорили вы сами и ваши кровные родственники. Дети нередко наследуют тип речевого развития своих родителей, но это совсем не обязательно.
Большую роль в формировании речевых навыков могут сыграть особенности внутри­утроб­ного развития и родов. Особое внимание обратите на протекание первого и последнего триместров беременности. Нарушения в начале беременности приводят к излишней эмоциональности, быстрой утомляемости, нетерпению шума, метеозависимости, болезненной реакции на смену режима дня. Следствием этих нарушений также может стать задержка речи органического характера: сильные эмоции правого полушария мозга не позволяют осуществить левостороннюю локализацию речевой функции. Проблемы, возникающие в последний триместр беременности, зачастую негативно отражаются на поведении детей, их способности концентрировать внимание и запоминать ту или иную информацию, что, в свою очередь, затрудняет освоение речи.
Главное условие успешного речевого развития ребёнка – активная социальная среда, общение с взрослыми, эмоциональное окружение. Если родители не будут стимулировать речевые центры малыша, они могут остаться бездействующими даже при отсутствии каких-либо анатомических повреждений.
Необходимость говорить возникает после того, как память ребёнка накопит достаточное количество неречевых шумов. Для слухового восприятия малыша нужно представить набор по-разному звучащих предметов, постепенно его обогащая.
На ранних этапах развития большинство детей упрощают названия предметов (собака – ав-ав, машина – би-би, кукла – ля-ля). Для малыша это совершенно естественно, но родителям не нужно «сюсюкать»: старайтесь сразу же приучать ребёнка произносить правильные слова, а не лепечите вместе в ним. С малышом нужно разговаривать, как с взрослым: озвучивая все свои действия, признаки предметов и бытовой деятельности, вы обогащаете словарь своего чада.
В период раннего речевого развития особое значение имеет работа пальцев рук. Для развития мелкой моторики и точечной стимуляции ладоней можно использовать фасоль, горох и другие материалы. Помните о том, что пластилин – домашний логопед: работа подушечками пальцев развивает ребёнка.
А чтобы добиться чёткой артикуляции, проведите несколько занятий логопедической гимнастикой. Скажем, у бегемотика рот большой – мы ротик открываем, лягушка – губки растягиваем, змейка – язычок высовываем, слоник – губки вытягиваем трубочкой, лошадка скачет – щёлкаем язычком. Все задания должны быть интересны для ребёнка, с красочным зрительным подкреплением (лучше использовать реальные объёмные предметы, а не картинки.) Чем больше ребёнок радуется, тем лучше развивается: его мозговые центры быстрее созревают.

Литература:
«Умные книжки» для детей 2–3 лет,  3–4 лет и так далее. Автор – Ольга Земцова.
«Уроки логопеда» с 1–5 лет.  Автор – Елена Косинова  (пальчиковая гимнастика, логопедическая гимнастика, говорим правильно и красиво).
«Логопедическая гимнастика» Автор – Татьяна Будённая.
Всевозможные иллюстрации по возрасту на разные темы: фрукты, овощи, одежда, обувь, животные, игрушки и так далее.

Юлия Долина
логопед



Назад в раздел