Почему молчишь, малыш?

a:2:{s:4:"TEXT";s:109:"Это вопрос, который волнует многих родителей. Современные дети сплошь и рядом начинают говорить очень поздно.";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

Часто взрослые неадекватно относятся к речевым проблемам ребёнка: зачастую они не в состоянии реально оценить возможности малыша, объясняя возникшие трудности простым нежеланием говорить.

Родители должны знать: ребёнок прекрасно понимает то, что ему говорят, а причины задержки развития речи могут быть разными: болезнь или токсикоз (особенно в период от четырёх недель до четырёх месяцев), родовая травма, асфиксия во время родов. Одним из негативных факторов может быть педагогическая запущенность, когда у малыша нет тесной эмоциональной близости с мамой, он не получает достаточно информации извне, или же, наоборот, перегружен занятиями, развлечениями. С первых месяцев жизни используйте любую ситуацию для побуждения ребёнка к речи. Рассказывайте обо всем, что он видит и делает.

В развитии речи у детей существует определённая последовательность. В 1,5–3 месяца начинается гуление, своеобразная тренировка дыхания и развитие интонационной системы языка («А-А», «Г-У», «М-И», «БУ-У», «Э-Ы»); 4 месяца – свирель, малыш пытается соединить отдельные звуки, то есть готовится к словообразованию («АЛЛЬ-Е»); 5 месяцев – лепет (слоги «БА-БА-КА», «ДА-ДА»); 8,5–9 месяцев – моделированный лепет с разными интонациями.

Первые слова, как правило, появляются после года. Они могут обозначать название действий («ДАЙ», «ДИ», «БУХ») или являются повторением нескольких слогов («ГА-ГА», «ТУ-ТУ»). К двум годам появляются фразы из трёх-четырёх слов. Расширяется словарь, растёт количество глаголов, существительных, встречаются прилагательные, местоимения и наречия, но о себе он говорит в третьем лице. К трём годам появляются сложные предложения, усваиваются грамматические конструкции.

При запоздалом речевом развитии надо очень деликатно, тактично стимулировать появление речи. Особенно важно неторопливо, чётко, короткими фразами, глядя «глаза в глаза» разговаривать с ребёнком. Хорошим стимулом речи является пальчиковая гимнастика, зарядка для язычка, упражнения для развития дыхания, а также артикуляционная гимнастика («заборчик», «слоник», «варенье», «пещера»). Очень важны и осязательные мышечные ощущения, которые малыш получает при умывании, купании, кормлении. В пережёвывании и глотании пищи участвуют те же мышцы, что и в артикуляции звуков. Поэтому, если ребёнок долго получает протёртую пищу, развитие чёткой артикуляции может задерживаться.

Ребёнок познает огромный окружающий мир! Поощряйте его, хвалите за любой, даже самый маленький шаг к победе. Спокойно относитесь к неудачам. Каждое занятие должно быть ограничено во времени. Если вы заметили, что малыш устал, отказывается от игры – остановитесь, отвлеките его, а позже снова поставьте перед ним ту же задачу. Проявите терпение, доброжелательность, и ваш труд и старания будут вознаграждены!

Светлана Щербакова
логопед



Назад в раздел