Учимся разговаривать
Колдотки и кофентки
Речевые нарушения – одна из основных проблем развития детей раннего возраста, из-за этого возникают серьёзные трудности для вербальной коммуникации малыша.
Однако речь идёт не только об общении, но и о здоровье: дети 2–3 лет, у которых есть различные нарушения речи, как правило, не владеют навыками правильного дыхания, у них слабый вдох, непродолжительный выдох, нет чёткой координации процесса дыхания. Такие малыши особо подвержены простудам и заболеваниями бронхолёгочной системы.
Чтобы исправить речевые дефекты, необходимо сформировать у детей плавную воздушную струю, научить их правильно дышать. В Службе ранней помощи, структурном подразделении московского детского сада №1221, ведётся работа над профилактикой проблем в развитии вербальной функции у детей первых лет жизни. Мы разработали комплексы дыхательной гимнастики, которые помогают проводить профилактику и коррекцию дефектов речевого развития. Кроме того, в Службе ранней помощи проходят индивидуальные игровые сеансы.
10 минут – обучающая деятельность (выполнение заданий, требующих концентрации внимания).
15–20 минут – свободная игра ребёнка, подключение специалиста к этой игре, предметно-игровые задания.
15 минут – наблюдение за совместной деятельностью малыша и родителей.
15–20 минут – беседа с родителями по организации развивающей среды, режиму дня ребёнка. Специалист даёт домашнее задание, которое нужно выполнить в течение недели.
Продолжительность такого индивидуального игрового сеанса – 60 минут.
Филология для детей
В план логопедического занятия, как правило, включаются 1–2 дыхательных упражнения с 4–5 повторами, каждое из которых занимает не более 2 минут. Глубокое дыхание не должно проводиться длительное время, потому что может вызвать головокружение. В ходе этих занятий мы использовали комплексы дыхательной гимнастики трёх ступеней.
Обучение правилам правильного дыхания, начальный этап формирования физиологического и речевого дыхания.
Закрепление навыков правильного физиологического дыхания, формирование плавного речевого выдоха.
Закрепление и усовершенствование навыков физиологического и речевого дыхания, выработка координации процесса дыхания.
На отработку каждой ступени, в зависимости от индивидуальных возможностей ребёнка, отводится от полутора до двух с половиной месяцев. Главные правила дыхания таковы:
вдох должен производиться через нос, а выдох через рот;
при вдохе нужно следить, чтобы плечи ребёнка не поднимались, важно сохранять спокойное положение тела;
выдыхать воздух следует плавно, не торопясь, чтобы щёки не раздувались.
Упражнения первого этапа обучения:
«Подуй на свои ручки»
Ребёнок лежит (в таком положении больше работает диафрагма) и делает глубокий вдох носом, а потом продолжительный выдох ртом, чтобы почувствовать сильный «ветер» на своих ладошках.
«Сдуй листочек»
Малыш лежит, ему на лицо кладут лист бумаги небольшого размера и просят подуть на него так, чтобы он улетел.
«Подуй на верёвочку»
Ребёнка просят в положении лёжа подуть на верёвку, которая висит над его лицом.
«Задуй свечу»
В положении сидя малыш 5–10 раз задувает свечу с озвученным выдохом, произнося «П-ф-ф-ф».
Упражнения второго этапа обучения:
«Пузырики»
В положении сидя или стоя ребёнок делает глубокий вдох через нос, надувает щёки – «воздушные шарики» – и медленно выдыхает через чуть приоткрытый рот. Повторить 3–4 раза.
«Насос»
Исходное положение – стоя. Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3–4 раза.
«Певец»
В положении стоя ребёнок пропевает гласные звуки: «а», «о», «у», «и». Каждую букву нужно тянуть на протяжении десяти секунд, старясь постепенно удлинять звучание.
«Пение с движением»
Ребёнок пропевает гласные звуки, делая при этом двигательные упражнения.
«А». Исходное положение – руки «по швам». Произнося звук, медленно поднимаем их вверх и тянем как можно выше. «О». Исходное положение – руки подняты над головой. Произнося звук, медленно опускаем руки. «И». Исходное положение – руки вытянуты вперёд и сведены вместе. Произнося звук, разводим их в стороны. Это упражнение формирует у ребёнка и фонетический, и двигательный эталон звука. «У». Исходное положение – руки разведены в разные стороны и находятся на уровне плеч. Произнося звук, медленно сводим их вместе. Взрослый движением рук показывает ребёнку, что губы должны быть узкими, как «трубочка».
Упражнения третьего этапа обучения:
«Мычалка»
Исходное положение: малыш стоит ровно, руки опущены. Логопед предлагает ему сделать два спокойных вдоха и два спокойных выдоха, а после третьего глубокого вдоха, медленно выдыхая носом, произнести звук «М-М-М». Выполнять 10–15 секунд.
«Звуки»
«У-У-У» – идёт недобрый человек, его надо прогнать (топать ногами). «А-У-У» – путник заблудился, ему надо показать дорогу (хлопать руками по бедрам, будто сучья трещат). «Э-Э-Э-Й» – все зовут своих друзей (изобразить руками жест «иди сюда»). «У-А-А» – одного малыша забыли позвать (руками протираем глаз, будто плачем). «Ы-Ы-Ы» – пришло время всем собраться на поляне (хлопать в ладоши).
«На турнике»
Ребёнок стоит, ноги вместе, и держит в обеих руках перед собой гимнастическую палку. Педагог предлагает поднять палку вверх, на вдохе подняться на носки, а на длинном выдохе опустить её назад, на лопатки. Выдыхая, произносить звук «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3–4 раза.
«Летят мячи»
Малыш стоит, руки с мячом подняты вверх. Потом бросает мяч от груди вперёд, и при этом произносит, выдыхая, длительное «у-х-х-х-х». Повторить 5 раз.
Назад в раздел