Учимся разговаривать

a:2:{s:4:"TEXT";s:276:"Если ребёнок не совсем правильно произносит слова, сначала это не слишком беспокоит родителей – их даже умиляет беспомощный лепет. Время, однако, идёт, но проблемы остаются, и если малыш привыкнет к своим ошибкам в произношении, то скорректировать ситуацию будет очень трудно.";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

Колдотки и кофентки

Речевые нарушения – одна из основных проблем развития детей раннего возраста, из-за этого возникают серьёзные трудности для вербальной коммуникации малыша.

Однако речь идёт не только об общении, но и о здоровье: дети 2–3 лет, у которых есть различные нарушения речи, как правило, не владеют навыками правильного дыхания, у них слабый вдох, непродолжительный выдох, нет чёткой координации процесса дыхания. Такие малыши особо подвержены простудам и заболеваниями бронхолёгочной системы.

Чтобы исправить речевые дефекты, необходимо сформировать у детей плавную воздушную струю, научить их правильно дышать. В Службе ранней помощи, структурном подразделении московского детского сада №1221, ведётся работа над профилактикой проблем в развитии вербальной функции у детей первых лет жизни. Мы разработали комплексы дыхательной гимнастики, которые помогают проводить профилактику и коррекцию дефектов речевого развития. Кроме того, в Службе ранней помощи проходят индивидуальные игровые сеансы.

10 минут – обучающая деятельность (выполнение заданий, требующих концентрации внимания).

15–20 минут – свободная игра ребёнка, подключение специалиста к этой игре, предметно-игровые задания.

15 минут – наблюдение за совместной деятельностью малыша и родителей.

15–20 минут – беседа с родителями по организации развивающей среды, режиму дня ребёнка. Специалист даёт домашнее задание, которое нужно выполнить в течение недели.

Продолжительность такого индивидуального игрового сеанса – 60 минут.

Филология для детей

В план логопедического занятия, как правило, включаются 1–2 дыхательных упражнения с 4–5 повторами, каждое из которых занимает не более 2 минут. Глубокое дыхание не должно проводиться длительное время, потому что может вызвать головокружение. В ходе этих занятий мы использовали комплексы дыхательной гимнастики трёх ступеней.

  • Обучение правилам правильного дыхания, начальный этап формирования физиологического и речевого дыхания.

  • Закрепление навыков правильного физиологического дыхания, формирование плавного речевого выдоха.

  • Закрепление и усовершенствование навыков физиологического и речевого дыхания, выработка координации процесса дыхания.

На отработку каждой ступени, в зависимости от индивидуальных возможностей ребёнка, отводится от полутора до двух с половиной месяцев. Главные правила дыхания таковы:

  • вдох должен производиться через нос, а выдох через рот;

  • при вдохе нужно следить, чтобы плечи ребёнка не поднимались, важно сохранять спокойное положение тела;

  • выдыхать воздух следует плавно, не торопясь, чтобы щёки не раздувались.

Упражнения первого этапа обучения:

«Подуй на свои ручки»

Ребёнок лежит (в таком положении больше работает диафрагма) и делает глубокий вдох носом, а потом продолжительный выдох ртом, чтобы почувствовать сильный «ветер» на своих ладошках.

«Сдуй листочек»

Малыш лежит, ему на лицо кладут лист бумаги небольшого размера и просят подуть на него так, чтобы он улетел.

«Подуй на верёвочку»

Ребёнка просят в положении лёжа подуть на верёвку, которая висит над его лицом.

«Задуй свечу»

В положении сидя малыш 5–10 раз задувает свечу с озвученным выдохом, произнося «П-ф-ф-ф».

Упражнения второго этапа обучения:

«Пузырики»

В положении сидя или стоя ребёнок делает глубокий вдох через нос, надувает щёки – «воздушные шарики» – и медленно выдыхает через чуть приоткрытый рот. Повторить 3–4 раза.

«Насос»

Исходное положение – стоя. Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3–4 раза.

«Певец»

В положении стоя ребёнок пропевает гласные звуки: «а», «о», «у», «и». Каждую букву нужно тянуть на протяжении десяти секунд, старясь постепенно удлинять звучание.

«Пение с движением»

Ребёнок пропевает гласные звуки, делая при этом двигательные упражнения.

«А». Исходное положение – руки «по швам». Произнося звук, медленно поднимаем их вверх и тянем как можно выше.
«О». Исходное положение – руки подняты над головой. Произнося звук, медленно опускаем руки.
«И». Исходное положение – руки вытянуты вперёд и сведены вместе. Произнося звук, разводим их в стороны. Это упражнение формирует у ребёнка и фонетический, и двигательный эталон звука.
«У». Исходное положение – руки разведены в разные стороны и находятся на уровне плеч. Произнося звук, медленно сводим их вместе. Взрослый движением рук показывает ребёнку, что губы должны быть узкими, как «трубочка».

Упражнения третьего этапа обучения:

«Мычалка»

Исходное положение: малыш стоит ровно, руки опущены. Логопед предлагает ему сделать два спокойных вдоха и два спокойных выдоха, а после третьего глубокого вдоха, медленно выдыхая носом, произнести звук «М-М-М». Выполнять 10–15 секунд.

«Звуки»

«У-У-У» – идёт недобрый человек, его надо прогнать (топать ногами).
«А-У-У» – путник заблудился, ему надо показать дорогу (хлопать руками по бедрам, будто сучья трещат).
«Э-Э-Э-Й» – все зовут своих друзей (изобразить руками жест «иди сюда»).
«У-А-А» – одного малыша забыли позвать (руками протираем глаз, будто плачем).
«Ы-Ы-Ы» – пришло время всем собраться на поляне (хлопать в ладоши).

«На турнике»

Ребёнок стоит, ноги вместе, и держит в обеих руках перед собой гимнастическую палку. Педагог предлагает поднять палку вверх, на вдохе подняться на носки, а на длинном выдохе опустить её назад, на лопатки. Выдыхая, произносить звук «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3–4 раза.

«Летят мячи»

Малыш стоит, руки с мячом подняты вверх. Потом бросает мяч от груди вперёд, и при этом произносит, выдыхая, длительное «у-х-х-х-х». Повторить 5 раз.

Евгения Бабенкова
кандидат педагогических наук



Назад в раздел