Поиграем вместе

a:2:{s:4:"TEXT";s:297:"Основной формой игровой деятельности детей в раннем возрасте является процессуальная игра, когда малышу необходим свободный выбор игрушек, действий, сюжета. В условиях такой игры реализуется творческая активность ребёнка, радость самостоятельных «открытий», удовольствие от свободы самовыражения. ";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

Правильная организация предметной среды является одним из важных условий возникновения и развития процессуальной игры.

В комнате должно быть достаточное количество разных игрушек, которые расставляются так, чтобы побуждать ребенка к разыгрыванию того или иного сюжета. Потом создаются зоны, специально предназначенные для разнообразных сюжетных игр: приготовления еды, кормления, сна, купания кукол, игры в магазин, больницу, парикмахерскую. В определённых местах размещаются машинки и строительный материал, хранятся наборы инструментов, игрушек для зоопарка, цирка.

Игровое пространство должно быть удобным, а игрушки в свободном доступе, иметь своё постоянное место, чтобы можно легко находить нужные для игры предметы. Игра – это свободная деятельность, и ребёнок имеет право играть там, где ему удобно. Например, лечить куклу, играть с маленькими игрушками он может на свободном столике или на коврике. Меняя по своему желанию место игры, дети чувствуют себя свободнее. Освоение более широкого игрового пространства даёт возможность варьировать условия игры, открывает простор для детской фантазии.

Если ребёнок вместе со взрослым или сам организовал игровое место где-нибудь в уголке, на коврике или на стульчике, а затем прервал игру, не следует сразу же требовать убрать игрушки на место или убирать их самим. Сохранение игрового пространства способствует возобновлению игры, дальнейшему развитию сюжета. Для поддержания у детей интереса к игре желательно периодически обновлять игровой материал, заменять надоевшие малышам игрушки другими, которые временно могут храниться в закрытом шкафу.

Игрушки для сюжетных игр традиционно подразделяются на два вида. Один из них – реалистические игрушки: куклы, с закрывающимися глазами и подвижными частями тела, посуда, машинки, мебель. Другие – прототипические – условно воспроизводящие детали предмета: кукла с нарисованным лицом или плита, на которой нарисованы конфорки и духовка. У ребёнка должны быть игрушки разных видов.

Желательно, чтобы в группе были куклы разного «возраста», с разнообразной мимикой. Хорошо, если разных рас и национальностей, профессий.

Размер кукол имеет немаловажное значение. Следует иметь в виду, что очень крупные куклы неудобны для манипуляций, малышам трудно удержать их в руках, они чаще сидят в статичных позах и используются в незначительном числе игровых ситуаций. Таких кукол легче кормить, причесывать, лечить, но неудобно пеленать или купать. Для гибкого использования хороши небольшие куклы-голыши: их легко носить, укачивать, купать, пеленать, сажать и пр.

Помимо кукол ребёнку нужны игрушечные животные, птицы, рыбки и прочее, также сделанные из разных материалов, иметь разные размеры и яркую окраску. Позаботьтесь о наборах игрушек для разыгрывания различных сюжетов:

  • «уход» за куклами и животными (игрушечные мебель, посуда, постельные принадлежности, одежда, обувь);

  • лечение (игрушечные медицинские наборы);

  • игра в магазин (наборы овощей, фруктов и других продуктов);

  • игра в парикмахерскую (зеркало, расческа, щётка для волос);

  • строительство (строительные наборы, конструкторы);

  • ремонт (набор игрушечных инструментов);

  • путешествия (автомобили, поезда, самолеты, кораблики).

Для разыгрывания любых сюжетов необходимы также предметы-заместители – не имеющие сходства с реальными вещами, но удобные для использования в условном значении (кубики, палочки, шарики, детали от пирамидок, конструкторов, фигурные катушки). Для хранения этих предметов нужны специальные ёмкости. Они должны быть в открытом доступе и располагаться в месте, отведённом для сюжетных игр, так, чтобы и воспитатель и дети могли при необходимости воспользоваться ими.

Что же делать, чтобы игра детей развивалась как творческая деятельность? Для этого необходимо создавать особые условия, предполагающие обогащение жизненного опыта детей в процессе общения взрослых с детьми во время игры. Обогащение жизненного опыта детей важно потому, что именно он ложится в основу сюжетных игр ребёнка.

Важно наблюдать за действиями взрослых и сверстников, обсуждать их с малышом, комментировать. Например, как взрослые моют посуду, застилают кроватки, кормят, одевают, умывают малышей.

  • Обсуждайте с детьми домашние дела взрослых.

  • Привлекайте детей к посильному участию в семейных делах.

  • Читайте малышу детские книжки, рассматривайте и обсуждайте картинки, рассказывайте доступные пониманию интересные истории из жизни взрослых, детей, животных.

Личностно-оринтированное общение – необходимое условие возникновения и развития игры. Ведь ребёнок вступает в игру только с теми взрослыми, с которыми у него установлен эмоционально-положительный контакт, сложились партнерские, доверительные отношения.

Вовлекая ребёнка в игру, стремитесь к равноправному партнёрству даже с самыми маленькими. Знакомя ребёнка с сюжетом игры, показывая правила, следует отказаться от поучающего тона, замечаний. Игра – не формальное занятие, она должна доставлять удовольствие. Вместо директивных указаний («покорми», «искупай») для побуждения ребёнка к игре используйте косвенные методы – обращайтесь с вопросами, просьбами, предложениями. Следует чаще обращаться к ребёнку от имени персонажа, например, от имени куклы. Взрослый может заинтересовать ребёнка игрой лишь тогда, когда сам эмоционально включен в неё. Проявляя в игре собственную фантазию, вы создадите наиболее благоприятную атмосферу для развития творческой игры детей.

Необходимо осуществлять индивидуальный подход, учитывать эмоциональное состояние ребенка, его желание и умение играть. Если ребёнок ещё совсем не умеет играть, его нужно заинтересовать, показать ему несколько игровых действий, предложить повторить их. Если ребёнок играет слишком однообразно, подключитесь к игре, помогите разнообразить её. Кому-то достаточно предложить игрушки, а кому-то помочь советом или предложением. При этом, проявляйте деликатность. Если ребёнок чем-то увлечен, не следует прерывать его занятие, а найти для совместной игры другое время. Взрослые должны выделять специальное время для свободной игры детей, не подменять игру занятиями, предоставлять малышам выбор игровых сюжетов и игрушек.

Помните, доброжелательное внимание и поощрение взрослого стимулируют любую, в том числе и игровую деятельность детей.

Людмила Галигузова
кандидат психологических наук



Назад в раздел