Шестой месяц

a:2:{s:4:"TEXT";s:290:"Развитие ребёнка во многом зависит от того, как складывается общение малыша с окружающими взрослыми. Известно, что отсутствие или дефицит общения вызывает у здоровых от рождения детей тяжёлое нарушение как психического, так и физического здоровья. Это должен помнить каждый родитель.";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

Первое полугодие жизни – одни эмоции

К шести месяцам ваш малыш уже:

  • Смотрит в глаза взрослому, ловит его взгляд.
  • Отвечает улыбкой на обращения к нему – это эмоциональная реакция, выражающая удовольствие ребёнка от общения.
  • Пытаясь привлечь внимание взрослого, малыш активно размахивает ручками и ножками, переворачивается, кричит или что-то лепечет.
  • Всячески выказывает желание продлить эмоциональный контакт с взрослым.

Когда налицо все четыре признака – считается, что малыш уже достиг этапа эмоционального общения с взрослыми.

Общаемся по-деловому

При благоприятных условиях общения в конце первого полугодия жизни происходит важное событие: ребёнок научился самостоятельно доставать, трогать и хватать руками заинтересовавший его предмет. С этого момента интерес к окружающему миру бурно нарастает, малышом овладевает неудержимое желание действовать с любыми находящимися поблизости вещами. Ребёнок как бы становится в новую позицию по отношению к взрослому. Это приводит к качественно иному общению, появлению новой его формы. Хотя малыш по-прежнему нуждается в доброжелательном внимании взрослого, прежнее, чисто эмоциональное общение отодвигается на второй план. Теперь малыш стремится к практическому взаимодействию с взрослыми по поводу интересующих его предметов. Он требовательно кричит, когда хочет заполучить желаемую вещь в руки, когда ему требуются помощь или одобрение взрослым его действий. Поэтому этот этап в развитии общения называется «деловым».

«Дайте мне машинку!»

Малыш по-прежнему любит ласки взрослого, но всё чаще стремится переключить его внимание на окружающие предметы. Взрослый теперь привлекает ребёнка с точки зрения его умения действовать с предметами. На этом этапе ребёнок овладевает новыми средствами общения: мимикой, жестами, требовательной или просящей интонацией. Он показывает на заинтересовавшие его предметы, жестами и голосом изображает движение машинки, звук погремушки и т.д. Часто дети бросают игрушки: это типичный пример привлечения взрослого к деловому общению. Экспрессивно-мимические средства общения дополняются появлением негативных эмоций. Малыш уже выражает недовольство предложенным взаимодействием (уклоняется от ласки, сердится), обиду (если взрослый не даёт ему желаемую вещь), огорчение (если не удаётся совершить какое-то действие). Постепенно малыш начинает понимать речь взрослых и использовать для общения лепет.

Своевременное появление у младенца потребности в сотрудничестве с взрослым зависит от двух важных условий. Во-первых, необходимо, чтобы в первом полугодии жизни ребёнок в достаточной степени освоил эмоциональное общение. Иначе и во втором полугодии он будет стремиться только к ласке, а не к сотрудничеству. И во-вторых, взрослый сам должен играть с ребёнком в игры с разнообразными предметами, чтобы малыш почувствовал интерес к сотрудничеству.

Возраст «хватайки»

Когда малыш достигнет этого возраста, обязательно выделяйте время для совместных игр с предметами: показывайте разнообразные действия с ними, побуждайте малыша действовать вместе с вами.

В конце первого полугодия жизни действия малыша с предметами довольно просты и однообразны. Он опирается в основном на их физические свойства и со всеми предметами действует одинаково. Рассматривает, ощупывает, лижет, сосет, тискает мягкие предметы, вертит в руках, трогает детали, стучит, размахивает, возит по поверхности стола, бросает. Таким образом малыш исследует свойства предметов: размахивает погремушкой, чтобы вызвать звучание, мнёт платок или бумагу, изменяя их форму и объём, толкает машинку или шарик, изменяя направление движения.

Однако полноценно играть с игрушками малыш сам ещё не в состоянии. Здесь требуется помощь родителей. От них он, например, узнаёт, что мячик можно катать, кубики ставить один на другой, игрушку-пищалку сжимать, кольца пирамидки нанизывать на стержень, расчёской причёсываться, куклу «кормить», «купать». Чтобы ребёнок усвоил новые действия с игрушками (мячик можно не только потрогать или полизать), полезны совместные игры с детьми: покатать мяч или машинку друг другу, поочерёдно надевать кольца пирамиды и т.п.

Не требуйте от ребёнка точного подражания вашим действиям, это ему ещё не по силам. Предоставьте малышу возможность проявлять инициативу, действовать самостоятельно. И обязательно хвалите его за маленькие достижения. Откликайтесь на его просьбы: подайте ему игрушку, поднесите к интересующему предмету, дайте его потрогать, назовите его, расскажите о нём. Постепенно малыш научится выполнять новые действия самостоятельно. Он станет сосредоточеннее, будет подолгу играть, получая от игры удовольствие. И ещё совет: меняйте игрушки по мере угасания интереса к ним. А главное – радуйтесь успехам вашего ребёнка.

Софья Мещерякова
кандидат психологических наук

Развитие ребёнка во многом зависит от того, как складывается общение малыша с окружающими взрослыми. Известно, что отсутствие или дефицит общения вызывает у здоровых от рождения детей тяжёлое нарушение как психического, так и физического здоровья. Это должен помнить каждый родитель.

\";s:4:\"TYPE\";s:4:\"html\";}">


Назад в раздел