Бегом в первый класс

a:2:{s:4:"TEXT";s:198:"Мы учим будущих первоклассников быстро считать, красиво писать, тренируем их память. Однако при подготовке к школе оставляем неиспользуемым один из важнейших ресурсов - физическое воспитание.";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

Школьный тест

Показателем готовности к школе обычно считается наличие у ребенка знаний, умений, навыков, необходимых для учения. Однако, как показывает практика, такая образовательная готовность сама по себе не обеспечивает успеха. Ребёнок может относительно хорошо читать и писать, но при этом вести себя «как маленький». Пока по программе проходят то, что ему уже знакомо, он учится неплохо, а с появлением нового материала отвлекается от работы, не хочет прилагать необходимого старания. Поэтому правы те, кто считают: главное — чтобы дети хотели учиться. Для этого у ребёнка должен быть сформирован определенный уровень познавательных интересов. Но вот о чем мало говорят, так это о физической готовности к школе.

Между тем, сравнительный анализ результатов физической готовности и учебной деятельности школьников первых классов показывает, что по мере снижения уровня физической готовности отчетливо прослеживается и снижение уровня успеваемости детей. Поделюсь с вами результатами собственного исследования, которым было охвачено более ста первоклассников. Только треть из них оказались «физически готовы» к обучению в школе, около половины обследованных к школе — «условно готовы», доля «физически не готовых» к учебе детей составила 15%. Наибольшее количество «физически готовых» к обучению в школе учится на оценки «хорошо» и «отлично»; «условно готовые» учащиеся имеют средний уровень успеваемости; дети, «физически не готовые» к обучению в школе, имеют только средний и низкий уровни успеваемости. Проведённые нами исследования выявили неблагоприятную реакцию организма детей, не готовых к обучению в школе, на учебную нагрузку. У таких детей уже в начале учебного года отмечаются значительные потери веса тела, неадекватные реакции сердечно-сосудистой системы, зафиксированные после учебных занятий, высокая заболеваемость и неблагоприятная динамика состояния здоровья к концу года. Изменения в состоянии здоровья в динамике первого учебного года отмечены и у «зрелых» (готовых к обучению в школе) детей, но они менее выражены, по сравнению с «незрелыми».

Дошкольный период — один из наиболее ответственных периодов жизни человека в формировании физического здоровья. Известно, что 40% заболеваний, наблюдающихся во взрослом возрасте, закладываются в детском возрасте, в 5—7 лет.

Двигательный интеллект – что это?

Растущий организм имеет биологическую потребность в движениях. Дети с высокой двигательной активностью, как правило, физически развиты, их организм демонстрирует адекватные показатели функционального состояния центральной нервной системы, экономичную работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Таким детям свойственна повышенная иммунная устойчивость, меньшая предрасположенность простудным заболеваниям. Согласно данным современных исследователей, за день городской первоклассник совершает от 7 до 47 тыс. шагов (или от 5 до 30 км). При этом, число шагов увеличивается от понедельника к среде, затем уменьшается к концу недели. Мальчики отличаются большей подвижностью, чем девочки. Задача взрослых в этой ситуации предельно проста — не мешать ребёнку, не сдерживать его естественного стремления к движениям.

Двигательная активность не только положительно сказывается на уровне физического развития, улучшает телосложение, но и развивает мышление ребенка. Каждое движение осуществляется в пространстве и во времени, поэтому активно передвигающийся ребёнок-дошкольник получает возможность приобрести в единицу времени больший объём информации, что способствует ускоренному формированию его психики. Известно, что двигательная активность увеличивает словарное разнообразие детской речи, способствует более осмысленному пониманию слов, формированию понятий, улучшает психическое и умственное развитие ребёнка. Двигательная активность развивает находчивость, быстроту соображения, способность к быстрой и адекватной ориентации в изменяющейся ситуации. Ребёнок ведет поиски причин удачных и неудачных движений, осмысливает их. Чтобы освоить то или иное движение, он должен уметь ориентироваться во времени и пространстве, эффективно управлять своими движениями, координировать их, дифференцировать мышечные усилия, обладать вестибулярной устойчивость. Ребёнок, выполняя двигательные действия, приобретает способность не только выполнять их многократно, но и образовывать от них другие виды движений. Таким образом приобретается особая операционная способность — двигательный интеллект (Этот термин впервые ввел в оборот американский ученый-нейрохирург Глен Доман, доказавший на практике теснейшую связь психического развития с физическим). Благодаря двигательному интеллекту, детский организм становится способным в каждый момент выполнять двигательные действия в соответствии с требованиями меняющейся обстановки.

Начальная школа движений

Для развития двигательного интеллекта стимулируйте познавательную активность детей. Предлагайте им задания, которые создают условия для усложненной двигательной деятельности, игры с использованием звуковых, световых сигналов, различных ориентиров. Например, не просто бросать мяч в кольцо, а ориентируясь на показанную взрослым фигурку — треугольник, квадрат, круг или словесную команду – бросать мяч то правой, то левой рукой, то обеими руками. Не пренебрегайте играми на внимание, на развитие воображения (ходьба — «как петушок», «лыжник», «мышка»; передвижение — «как полет бабочки», «жука», «самолета», «ракеты»; прыжки — «как зайчик», «мячик», «лягушка», «воробушки»).

Детям необходимо давать упражнения, содействующие формированию правильной осанки, профилактике плоскостопия, а также связанные с ориентировкой в пространстве. К таким упражнениям относятся различные виды построений, перестроений и передвижения с использованием ходьбы различных видов (на пятках, на носках, по узкому коридору, по скамейке, по ориентирам, с перешагиванием через предметы, с грузом на голове, сохраняя правильную осанку); различных вариантов бега.

Для дошкольного и младшего школьного возраста характерен этап начального разучивания движения. Основная задача на этом этапе — овладеть основой техники простых движений, выполнять движение в общей, сравнительно грубой форме. Наиболее распространенные ошибки в этом возрасте — наличие лишних движений, излишняя напряженность мышц, нарушение ритма. Такие отклонения в большинстве случаев закономерны. Дошкольный возраст – время обучения основам движений из разных видов спорта, в частности подвижных игр, футбола, ручного мяча, легкой атлетики, гимнастики, акробатики. Все эти навыки хорошо развивают физические качества.

Что должен уметь ребёнок 6—7 лет?

  • Прыгать в длину с места с приземлением на обе ноги одновременно (далее, чем на 1 метр)
  • Бросать мяч весом 1 кг вдаль двумя руками из положения стоя. Выполнение этого движения из положения стоя связано с активным включением в работу группы крупных мышц туловища. Как показывает практика, упражнение выполнение теста вызывает затруднения у детей 4—5 лет, хотя 6—7летние дети в основном справляются с этим заданием без посторонней помощи;
  • Сохранять равновесие стоя на линии – пятка одной ноги примыкает к носку другой ноги (в течение 15—20 секунд);
  • Подбрасывать и ловить мяч двумя руками (15 раз, диаметр мяча 15—20 см);
  • Наклоняться вперед из положения сидя так, чтобы руки при этом выходили на 5—7 см за линию пяток.

Ирина Спирина
кандидат педагогических наук

Мы учим будущих первоклассников быстро считать, красиво писать, тренируем их память. Однако при подготовке к школе оставляем неиспользуемым один из важнейших ресурсов - физическое воспитание.

\";s:4:\"TYPE\";s:4:\"html\";}">


Назад в раздел