Я и весь мир

a:2:{s:4:"TEXT";s:249:"Начиная с трёх лет маленький человек вступает в новый, чрезвычайно важный период формирования своей личности. Он развивается не только физически, но и интеллектуально: совершенствуются его речевые навыки, кроха активно познаёт всё, что его окружает.";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

Между тремя и пятью годами идёт активное развитие нервных клеток (нейронов), составляющих кору головного мозга человека. Они становятся разнообразными, более приспособленными для выполнения конкретных задач. Самым существенным моментом структурного созревания коры больших полушарий к пяти-шести годам является усложнение системы связей между расположенными рядом группами нейронов и разными областями коры, в том числе – нервными центрами левого и правого полушарий. Благодаря этому резко увеличиваются возможности обмена информацией и её обработки.

Функциональная организация мозга изменяется вместе с особенностями его строения. Нервные процессы, лежащие в основе целенаправленного поведения и познавательных процессов, к шести годам приобретают необходимую ритмичность и согласованность.

На протяжении дошкольного возраста происходят существенные изменения в формировании внутреннего образа внешнего мира. Иными словами, ребёнок трёх или четырёх лет видит мир совсем не так, как взрослый, а к шести-семи годам его мировосприятие во многом похоже на наше.

Нужно всё потрогать

В три-четыре года ещё сохраняется тесное взаимодействие зрительного восприятия и двигательных действий. Для того чтобы опознать предмет, малышу недостаточно его увидеть, ему необходимо этот предмет схватить, ощупать, укусить, понюхать. К концу дошкольного возраста зрительное и осязательное обследование предметов становится более организованным и систематичным. К пяти-шести годам повышается способность распознавать и различать похожие предметы и образы. Ребёнок такого возраста гораздо лучше, чем малыш трёх-четырёх лет, находит различия в рисунках людей, машин или домиков, которые отличаются некоторыми деталями, причём простые предметы с небольшим количеством «отклонений» распознаются лучше, чем изображения человеческого лица.

Дело в том, что в раннем возрасте в процесс восприятия и распознавания объектов внешнего мира включаются самые разные отделы головного мозга, а к шести годам формируется способность справляться с такой задачей гораздо экономичней, с меньшими усилиями. Нервные центры, отвечающие за эту функцию, достаточно созрели и способны выполнять её весьма эффективно.

К шести-семи годам мозговые процессы, обеспечивающие зрительное восприятие, окончательно приобретают значительную индивидуальность за счёт накопления собственного опыта. Различия способов опознания в три-четыре года и в пять-шесть лет отчётливо проявляются на поведенческом уровне. Мозг трёхлетнего ребёнка способен опознавать только простые признаки за счёт врождённых эталонов, и никакая тренировка не способна ускорить такое опознание. К шести годам этот процесс осуществляется на основе выделения какого-либо сложного признака, что сначала требует много времени и зависит от того, какие объемы информации малыш должен обработать. На тренировках это время заметно сокращается и уже не определяется количеством стимулов в наборе: у ребёнка вырабатываются собственные внутренние эталоны.

Таким образом, на протяжении дошкольного возраста маленький человек получает всё новые и новые возможности для знакомства с внешним миром, потому что физиологические механизмы, лежащие в основе информационных процессов, выходят на качественно новый уровень развития.

Новое – интересно

С формированием функции восприятия окружающего мира тесно связано развитие внимания. Постепенно ребёнка начинают привлекать всё более сложные признаки объекта, а это, в свою очередь, помогает более глубокому и полному описанию и опознанию.

В начале дошкольного периода основным «возбудителем» внимания малыша является новизна. Приблизительно в четырёхлетнем возрасте начинается всплеск интереса ко всему незнакомому, активный поиск новизны, проявляющийся в бесконечных «Почему?». Специфика этого периода состоит в том, что к имевшемуся в раннем возрасте предпочтению «старых» игрушек добавляется стремление к разнообразию. Кроме того, благодаря развитию мозга в этот период быстро нарастает объём внимания.

Типичная картинка: ребёнок увидел что-то интересное впервые – и застыл с открытым ртом, не отрывая взгляд от того, что его удивило. Такая поведенческая реакция – эмоциональное восприятие нового – имеет глубокий физиологический смысл. Если в этот момент записать электрические сигналы коры головного мозга, то окажется, что так же, как и во время рисования или эмоционального общения с родителями, клетки мозга маленького человека работают ритмично (так называемый тета-ритм), а малыш испытывает ощущение радости, удовольствия.

Иными словами, в процесс внимания у ребёнка включается мощная эмоциональная активация, принцип удовольствия. А ведь именно удовольствие является важным фактором развития психической жизни и деятельности малыша – таким образом организм получает значительный стимулирующий эффект и стремится его максимизировать. То есть, та радость, которую ребёнок испытывает от познания, становится для него мощнейшим стимулом для нового познания. Вот бы сохранить этот благодатный биологический механизм на всю последующую жизнь! Впрочем, некоторым людям это удаётся…

Особо следует сказать о функциональной роли эмоций в приёме и анализе информации от внешнего стимула. Она особенно велика для детей трёх-пяти лет, когда система восприятия, как мы уже говорили, ещё не созрела. Из-за этого возникают трудности анализа сложных изображений, не имеющих аналогов в индивидуальном опыте ребёнка. Если малышу предлагают распознавать незнакомые абстрактные стимулы, он ограничивается их беглым осмотром и общим впечатлением. В этом случае недостаточность процессов переработки и оценки информации компенсируется эмоциональной активацией, которая, пролонгируя «общение» ребёнка с объектом, помогает продуктивной реализации тех возможностей распознавания, которые имеются в этом возрасте.

Пора за парту

К шести годам у малыша существенно изменяется вся система восприятия окружающего мира. Он уже способен оперировать большим набором признаков и более глубоко воспринимать разнообразные предметы. Появляются условия для формирования новой системы анализа информации, расширяется сфера действия внимания, обеспечивается его направленность не только на стимулы, обладающие непосредственной привлекательностью, но и на более абстрактные, отвлечённые характеристики среды. Мир малыша становится неизмеримо сложнее, его индивидуальный опыт позволяет вырабатывать новые эталоны. Вот теперь уже можно и в школу!

В старшем дошкольном возрасте появляется и постепенно развивается возможность произвольной регуляции деятельности по внешней инструкции (например, по заданию учителя). Родители не должны забывать о том, что дети трёх-четырёх лет, даже правильно повторяя инструкцию, не способны организовать свою работу в соответствии с ней. Некоторое улучшение этой способности происходит в четыре-пять лет, а в полной мере рациональные стратегии деятельности вырабатываются лишь в период от семи до девяти лет.

Валентин Сонькин
профессор



Назад в раздел