«Мне неинтересно!»

a:2:{s:4:"TEXT";s:226:"Будущие первоклассники, как правило, с интересом и желанием идут в школу. К началу школьного возраста у ребёнка формируется важнейшее личностное новообразование, которое психологи называют «внутренней позицией школьника». ";s:4:"TYPE";s:4:"text";}

Учеба - игра?

Есть у ребёнка и другие, личные мотивы. Кому-то из первоклассников хочется стать умным и образованным, чтобы, как внушают ему родители, потом «на хорошую работу устроиться», кому-то не терпится посмотреть, «куда отметки ставят», кто-то хочет «красивый портфель носить и в красивый пенал ручки складывать», а некоторые  хотят всё это сразу.

А у кого-то учебная деятельность может быть мотивирована и нежеланием «быть неучем и потом работать дворником» (опять же родители пугают), боязнью порицаний и наказаний со стороны родителей и учителей, страхом оказаться среди «плохих» учеников и т.д.

Все эти мотивы на первых этапах обучения способствуют поддержанию интереса детей к учебной деятельности. Кроме того в начале обучения очень мощное влияние на детей оказывает фактор новизны: в школе им предстоит заниматься чем-то новым, тем, чем они никогда ещё не занимались, а новое для ребёнка – это всегда интересно. Часто дети рассматривают учёбу, как новую игру, в которую они с удовольствием играют.

...Похоже, но не совсем

Но, к сожалению, эффект новизны довольно быстро исчезает. Внутренняя позиция школьника постепенно теряет свою побудительную силу, а учебная деятельность становится обыденной повседневной обязанностью. Ребёнок начинает понимать, что учёба – не игра, а серьёзный труд, требующий от него приложения всех его сил, умений, воли, настойчивости, усидчивости и терпения. Да к тому же ещё и постоянных ограничений: утром нужно рано вставать, нельзя пропускать школу; вместо того чтобы поиграть с друзьями или посмотреть телевизор, надо садиться за уроки и т.д. В результате для многих детей учебная деятельность перестаёт быть привлекательной.

Первоклассники, которые по разным причинам не справляются со школьной нагрузкой, первыми утрачивают эмоционально-положительное отношение к школе. От постоянных неуспехов у них возникает чувство бессилия, пропадает  вера в себя и желание учиться.

Есть дети, которые испытывают страх перед школой. Чаще всего такие страхи возникают у эмоционально-чувствительных ребят. Они находятся в постоянном тревожном ожидании «чего-нибудь плохого» – неуспеха в учёбе, неприязненного отношения к себе со стороны учителя или одноклассников и др. Некоторые дети боятся сделать что-то не так (опоздать на урок, не выполнить домашнее задание, плохо написать диктант, сделать грубую ошибку при чтении, счёте, решении задач и т.д.) и быть за это наказанными учителем или родителями или осмеянными одноклассниками. Из-за этого они боятся школы, им не хочется туда ходить.

Но нередко теряют интерес к учёбе и успешные дети, те, кто был хорошо подготовлен к школе, учился легко и без напряжения. У таких детей, которым на первых этапах обучения всё давалось как бы само собой, может не выработаться  привычка к серьёзному учебному труду, способность к волевому усилию, усидчивость. Позже, когда изучаемый материал становится уже не таким лёгким и простым, как в начале обучения, эти дети начинают испытывать трудности в обучении. Как правило, потеря интереса к учёбе у таких детей ярко проявляется к третьему классу.

Кто виноват и что делать

Когда родители замечают, что их ребёнок потерял интерес к учёбе, они часто обвиняют в этом школу. К сожалению, бывает, что причина нежелания детей учиться вызвана непрофессионализмом учителя или отсутствием у него личностных качеств, необходимых для педагога (например, он не способен излагать учебный материал интересно, осуществлять индивидуальный подход к учащимся). К тому же сам материал, изучаемый в  начальной школе,  может показаться ребёнку, особенно развитому и хорошо подготовленному к школе, уже знакомым и поэтому малоинтересным.

Некоторые родители принимают решение перевести ребёнка в другую школу, к более сильному преподавателю. Если они находят такую школу и такого учителя, то это действительно может помочь: ребёнок начинает учиться с желанием и увлечением. Но не всем так везёт, некоторые родители переводят ребёнка из школы в школу, а он как учился из-под палки, так и продолжает. И у родителей опускаются руки. 

А ведь родители тоже могут внести свой вклад в развитие и поддержание желания ребёнка учиться. Очень важно ещё до наступления критического момента, ещё тогда, когда интерес к школе у детей не угас, стараться поддерживать его всеми возможными способами. Для этого прежде всего необходимо способствовать формированию у ребёнка учебно-познавательных мотивов.

Учебно-познавательные мотивы, подлинные мотивы учебной деятельности, являются той силой, которая побуждает человека  заниматься именно учебной деятельностью. К учебно-познавательным мотивам относятся:

• мотивы, связанные с содержательной стороной учения, – стремление узнавать новые факты, овладевать знаниями, умениями и навыками;

• мотивы, имеющие отношение к процессуальной стороне учения, – стремление к интеллектуальной активности, потребность мыслить, думать, рассуждать, испытывать умственное  напряжение, решая трудные задачи, одерживать интеллектуальные победы.

Без этих мотивов не может быть учебной деятельности как таковой.

Развитию учебно-познавательных мотивов у ребёнка младшего школьного возраста способствует проявление искреннего интереса  родителей, как протекает учебная деятельность их ребёнка. Не к тому, какие оценки он сегодня получил, а к тому, какие новые знания, умения и навыки приобрёл он за этот день в школе. Важна заинтересованность и помощь ребёнку в выполнении домашних заданий, но эта помощь заключается не в выполнении домашних заданий вместе с ребёнком или за ребёнка. Это  помощь в поиске дополнительной информации по изучаемой теме, подчеркивании важности и значимости полученных знаний, демонстрации того, как эти знания могут быть использованы в реальной жизни, в повседневных ситуациях.

Кроме того, очень важно уважительное, серьёзное отношение родителей к учебной деятельности ребёнка. Он должен чувствовать, что взрослые понимают, какой значимой деятельностью (ничуть не меньшей, чем родительская работа) он занимается.  На бытовом уровне это выражается в обеспечении ребёнку условий для полноценной учебной деятельности. У него должно быть своё рабочее место, выделено необходимое  время, когда его никто не будет отвлекать, мешать ему и др. Если взрослые будут уважать и ценить труд ребёнка, то и он будет так же относиться к своей учебной деятельности.

Не оценки главное

Некоторые родители слишком близко к сердцу принимают школьные успехи и неудачи своего ребёнка. Для них каждая ошибка, сделанная ребёнком в домашнем задании или контрольной работе, – повод для расстройства. И даже если они не ругают и не наказывают ребёнка, всё равно он чувствует себя виноватым в том, что расстроил папу или маму. Ребёнок, конечно, скорее всего, будет стараться больше не расстраивать родителей. И, возможно, ему это удастся. Внешне всё будет выглядеть хорошо. Но если разобраться, окажется, что он старается хорошо учиться не потому, что ему самому это нужно и интересно, а  потому, что его родители хотят этого. И тогда  его учебная  деятельность, по существу, станет не средством познания, а деятельностью избежать поводов для расстройства мамы и папы. И вряд ли такая учёба окажется эффективной с точки зрения целей и задач обучения.

Первоклассники в большинстве своём очень любознательны, они всем интересуются, с готовностью усваивают новую информацию. Они, как правило, стремятся быть хорошими учениками, серьёзно относятся к учёбе, стараются хорошо выполнять свои школьные обязанности. На это и следует опираться при развитии  познавательных мотивов.

...А стремление к познанию

Лучший способ поддержания  интереса к учебной деятельности – переживание эмоционального удовлетворения от её выполнения. Процесс познания должен быть радостным,  только тогда ребёнок будет стремиться к интеллектуальной активности, не бояться трудностей, возникающих на пути познания, не будет испытывать ощущение скуки от учёбы. Детям следует постоянно внушать (но без нравоучений!), что учёба – хотя и труд, но труд, который может доставлять удовольствие, приносить радость. Причём это состояние наступает только после того, как он приложил к достижению успеха определённые усилия. Успеха необходимо добиваться. Лёгкий успех не радует. И если ребёнок хотя бы раз почувствует удовольствие от интеллектуальной активности, поймёт, как это здорово, он будет стремиться к ней.

К сожалению, чем хуже учится ребёнок и чем больше он нуждается в переживании успеха, тем меньше у него шансов это переживание получить. Родители такого ученика вместо того, чтобы помочь ребёнку получать радость от учения, делают всё для того, чтобы выработать у него стойкое отвращение к учебной деятельности. Постоянные и нудные требования «хорошей учебы», строгий контроль над домашней работой и полученными оценками, наказания за плохую успеваемость отнюдь не способствуют формированию учебно-познавательной мотивации.    

Как считают психологи, такая позиция родителей вызывает у ребёнка потерю веры в собственные силы, снижает его самооценку, формирует чувство неполноценности. А разве человек с такими качествами способен добиваться успеха?  И  будет ли он любить деятельность, которой приходится заниматься по принуждению и от которой он не получает никакого удовольствия?

Советы родителям    

Психологи рекомендуют родителям младших школьников следовать нескольким простым принципам.

• Никогда не сравнивать успехи своего ребёнка с успехами других детей. Сравнение должно быть только с его же собственными достижениями. Надо хвалить ребёнка за любой даже небольшой успех и радоваться вместе с ним по этому поводу. А если отпетый «троечник» вдруг неожиданно получил «5», то  не надо говорить ребёнку, что это у него вышло случайно, что эта оценка не соответствует уровню его знаний. И наоборот, если круглый отличник  получил «4», то не надо считать, что это полный провал и позор для него.

• Если ребёнок не успевает по всем школьным предметам, нужно найти какую-ту сферу деятельности, с которой он справлялся бы очень хорошо. Это может быть разведение цветов, выращивание хомячков, прыжки с вышки,  игра в пейнтбол, пение, музыкальные занятия, картинг и др. Важно, чтобы эта деятельность позволила ребёнку почувствовать, что и он может что-то делать не хуже, а даже лучше других. При этом родители должны интересоваться занятиями ребёнка, уважительно к ним относиться, хвалить его за успехи (за любые, но реальные!) и гордиться им.

• Не стоит подчеркивать значимость школьных отметок, которые вовсе не являются стимулом для формирования учебно-познавательной мотивации. Более важны знания и умения ребёнка, полученные в ходе учебной деятельности, его интересы, успехи и достижения. Такое отношение к оценкам снимает  школьную тревожность  ребёнка и способствует реализации его потенциальных  возможностей.

• Материально (деньги, игрушки и т.д.) стимулировать школьные успехи ребёнка нужно очень осторожно. Если ребёнок будет за каждую «пятёрку» получать материальное вознаграждение, то его учебная деятельность может трансформироваться  в деятельность по зарабатыванию денег или получению какой-то награды. Его целью будет  получение «пятёрок» любыми (и не всегда честными) способами, а вовсе не приобретение новых знаний, умений и навыков.

Иногда родители обращаются к школьным психологам с жалобами на то, что у их ребёнка полностью отсутствуют познавательные интересы: он ничем не интересуется, не любит учиться, не читает книг, не заглядывает в справочники, словари, энциклопедии, не ходит в театр, на выставки, экскурсии, в музеи и т.д.

Причины отсутствия познавательных интересов у ребёнка могут лежать в семье. С одной стороны – родители безразличны к формированию познавательных интересов ребёнка, с другой – наоборот, уделяют слишком большое внимание его умственному развитию. В первом случае образование не является для родителей значимой ценностью, они сами ничем не интересуются и ребёнка не развивают. Во втором случае родители, как правило, слишком  рано и слишком интенсивно начинают развивать и обучать своего ребёнка, что может вызвать у него стойкое нежелание чему-либо обучаться вообще.

Вот несколько советов, как можно развить познавательную мотивацию у ребёнка.

• Самый лучший способ – «поместить» ребёнка в  познавательную среду. Это могут быть различные кружки – компьютерные, исторические, астрономические, биологические, авиамодельные и др. В этих кружках, как правило, занимаются увлечённые дети, которые своим интересом, любознательностью и стремлением к знаниям могут заразить любого. Да и руководители кружков – чаще всего энтузиасты своего дела, общение с которыми может обогатить ребёнка.

При выборе кружка следует, конечно, учитывать интересы самого ребёнка. Если же ему трудно решить, в какой кружок он хочет, то для начала можно определить его в один из кружков, в котором занимается кто-то из его приятелей. Пусть ребёнок пробует, ищет то дело, которое в конце концов его увлечет.

• Другой – организация какой-то совместной познавательной  деятельности со в зрослыми. Например, мама с дочкой  вместе решили разводить орхидеи. Для успеха им необходимо вооружиться знаниями о том, как лучше всего ухаживать за этими растениями, как поливать, чем подкармливать, как часто пересаживать и т.д. 

• Можно приобрести  различные пособия и наборы для самостоятельной познавательной деятельности детей – «Юный техник», «Юный химик», «Юный физик», «Юный детектив», «Юный шпион» и др. Они тоже могут способствовать развитию познавательных интересов детей.

• Родители могут организовать для своих детей и их друзей  домашний «клуб по интересам» – музыкальный, поэтический, литературный, исторический, театральный. Пусть встречи в этом клубе проводятся регулярно, пусть дети готовят сообщения, устраивают концерты, играют спектакли. Чаще всего детей не надо заставлять всем этим заниматься, эта деятельность их чрезвычайно увлекает и доставляет огромное удовольствие.

В общем, если вы заметили, что ваш ребёнок ничем не интересуется, – главное, не опускать руки, а что-то предпринимать.

Надежда Зырянова
психолог



Назад в раздел

Чиитать на эту тему