Трудный характер (начало)

a:2:{s:4:"TEXT";s:191:"На него жалуются родители, им недовольны учителя, и самому ребёнку он добавляет неприятностей. Как характер рождается и можно ли его изменить? Мы начинаем публикацию серии статей на эту тему.";s:4:"TYPE";s:4:"text";}

Обитатель последней парты

Трудный характер резко проявляется у подростков. А закладывается он в младшем школьном возрасте. Индивидуальные черты, особенности характера ученика первого класса ещё не резки. «Трудно» придётся с ребёнком или нет – сказать определённо нельзя. Но в любом классе найдётся ученик, который по каким-то причинам выпадает из коллектива, удивляет нестандарностью своих поступков. Непринуждённое, свободное общение с одноклассниками недоступно в равной степени для тех, кто страдает от чрезмерной неуверенности, застенчивости, и тех, кто ведёт себя агрессивно, стремится доминировать. На обочине оказываются и дети, крайне закрытые в отношениях с окружающими, отстранённые. Учитель, чтобы втянуть таких учеников в коллектив, пересаживает их на первую парту, а они неизменно садятся на последнюю и с удовольствием сидят одни. Каких ещё детей называют «трудными»? Отстающих в учёбе, гиперактивных, с печатью гениальности.  Если обобщить – всё это школьники с эмоциональными и поведенческими проблемами. Это значит, что какая-то черта их характера чрезвычайно усилена и приобрела крайний вариант нормы.

При неблагоприятных обстоятельствах особенности характера становятся причиной школьной неуспеваемости, мешают адаптироваться в классе. Но дело не ограничивается школой, трудный характер вызывает проблемы при выборе профессии и при вступлении в брак, одним словом, портит всю жизнь.

При всей своей непохожести у детей с трудным характером есть нечто общее:

• Узкий круг общения, они общаются больше с родственниками, нежели со сверстниками. Попросите их нарисовать своего близкого друга, и многие из них нарисуют родителей или домашних питомцев.

• Неумение и нежелание участвовать в играх, в совместной творческой деятельности со своими сверстниками.

• Смутное представление о своих способностях, возможностях, склонность к их занижению. Они уверены, что окружающие невысокого мнения о них.

• Трудности в учёбе. При поступлении в школу они с трудом адаптируются в новом коллективе, не могут найти выход из напряжённой ситуации – например, теряются во время контрольных, коллективных выступлений и мероприятий. Интерес к обучению является поверхностным, их мало интересует процесс получения новых знаний в школе, не привлекают и высокие отметки. Как сказал мне один мальчик, он ходит в школу потому, что «и так уже лет много, как же дома сидеть?!»

«Смотри у меня!»

Семьи, где растут дети с трудным характером, в чём-то похожи друг на друга. Бывает, что ребёнка с особенностями характера много и часто ласкают, заботятся о его внешней привлекательности, но напрочь забывают о его познавательном развитии. Родители не прививают ему самостоятельности, умения общаться с окружающими. Привыкая к постоянным ласкам и не желая взрослеть, ребёнок с трудом находит отклик в школьном коллективе.

Другое неблагоприятное обстоятельство – недостаток душевной близости в отношениях между родителями и детьми. Довольно часто это наблюдается в неполных, либо распавшихся семьях. Бывает и так – оба родителя есть, но полностью поглощены служебными проблемами, а их ребёнок страдает от одиночества. Помню, как один мальчик, сын двух кандидатов наук, изображая свою семью, нарисовал четыре прямоугольных мужеподобных силуэта и поместил их спиной к зрителю.

Серьёзным фактором риска является и излишняя родительская строгость, требовательность, даже придирчивость. Провожая ребёнка на занятия, родители нет-нет да и напомнят: «Смотри, не подведи!» Помню, как одна мама, увидев рисунки сына, первоклассника Кости, весьма добросовестно исполненные, пренебрежительно махнула рукой: «Передрал. Видел в журнале — вот и вспомнил!» Перебирая его работы, я обратила внимание на одну из них – мальчик нарисовал, как они с сестрёнкой стреляют по мишени, за которой стоит его требовательная мама. Что и говорить, симптоматично!

Довольно часто детям с особенностями характера доводилось быть свидетелями резкого изменения родителей в отношении к ним. Сначала они – «маленькое чудо», «подарок», и это формирует у малышей привычку к повышенному вниманию взрослых, к удовлетворению любых их прихотей. Но потом родители вспоминают о работе, о своём личностном росте. Восприняв это как предательство, ребёнок начинает добиваться внимания взрослых любой ценой. Например, девочка Поля, с которой мне довелось общаться, в начале первого класса прославилась тем, что не обращала внимания на запреты учителя и вела себя так, как ей хотелось. В беседе с психологом она призналась: «Мне очень плохо с такой мамой, которая всё время орёт». Недаром известный психолог К. Хорни назвала самым травмирующим детей обстоятельством лицемерие взрослых, двойственность их поведения.

Урок судьбы

В отличие от темперамента характер не даётся нам при рождении, а складывается в процессе общения с людьми. В течение жизни мы постепенно отбираем и накапливаем те способы поведения, которые помогают нам справиться с разнообразными обстоятельствами. Поэтому каждая черта, прежде чем закрепиться в характере, сначала возникает в новой для ребёнка ситуации, пробуется, а затем начинает активно применяться, переходит в шаблон. В произведении Марины Цветаевой «Мой Пушкин» есть щемящее признание, как много в жизни поэтессы предопределило знакомство с героями романа «Евгений Онегин» в шестилетнем возрасте. Она навсегда запомнила встречу Евгения и Татьяны после откровенного письма-признания героини: «Эта первая моя любовная встреча предопределила все мои последующие, всю страсть во мне несчастной, невзаимной, невозможной любви… И если я потом, когда уходили (всегда — уходили), не только не протягивала вслед рук, а головы не оборачивала, то только потому, что тогда, в саду, Татьяна застыла статуей. Урок смелости. Урок гордости. Урок верности. Урок судьбы. Урок одиночества».

К сожалению, выбранный способ поведения может оказаться неэффективным, но человек, словно не замечая, продолжает повторять один и тот же неудачный приём. Но мы можем отказаться от шаблона, стереотипа, избрав более гибкую модель поведения с людьми. Мои наблюдения за школьниками в течение нескольких лет показали, что неудобные особенности характера могут сглаживаться. Каким образом? Для этого нужно понять, какая форма поведения доминирует у вашего ребёнка.

Наталья Чернышева
кандидат психологических наук



Назад в раздел

Чиитать на эту тему