Мой дом - моя крепость

a:2:{s:4:"TEXT";s:193:"Прохождением обучения не в школе, а на дому сегодня уже никого не удивишь. Попробуем же детально разобраться в преимуществах и слабых местах домашнего обучения, кому оно необходимо, а кому нет.";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}
Не секрет, что большинство родителей хотят для своего ребёнка лучшего: чтобы его дитя любили, уважали, не обижали, не занижали самооценку, развивали в нем индивидуальные навыки. 

Холодный душ

Конечно, все родительские пожелания выполнить в реальной школьной атмосфере сложно по ряду причин. Известно, что главную роль в комфортности прохождения обучения в школе играет учитель, влияние личности которого на желание ребёнка учиться и развиваться, бесспорно, велико. Для восприятия материала очень важна форма подачи – чем увлекательнее педагог сумеет рассказать новую тему, тем быстрее дети её поймут и запомнят. Однако, каков бы ни был уровень педагога, в классе, как правило, более 20 детей, а он один на всех. Время на каждую тему ограничено, при том, что у каждого ребёнка свой ритм обучения. Не каждый малыш сможет раскрыться в процессе обучения, да к тому же при авторитарной манере поведения учителя. В каждом классе всегда есть дети «сильнее» и «слабее», а программа рассчитана на среднего ученика, и в каждом классе найдутся такие, которым будет скучно, и те, которым будет сложно, – индивидуальный подход к каждому ученику школьной системой не предусмотрен. А ведь зародить и развить комплексы в школьном возрасте очень просто. 

Три довода «за»

Большую роль в предпочтении домашнего обучения школьному играет немотивированная нагрузка детей: один и тот же материал, как правило, дети после школы разбирают дома с родителями, на что уходит много времени. 
У ребёнка не остаётся желания и возможностей на дополнительные занятия в силу того, что изучать новую информацию, с которой учителя в школе только знакомят детей, приходится все-таки дома. 
Родители при школьном обучении не имеют возможности наблюдать процесс обучения ребёнка и не контролируют поток новой информации, взаимоотношения в коллективе с учителями и одноклассниками, влияние на школьника поступающей информации, да и в целом, все, что происходит с ребёнком вне дома, в частности в школе, находится вне зоны контроля родителей. 
Следуя логике данных рассуждений, у родителей зарождаются мысли о переводе ребёнка на обу­чение на дому. И с каждым годом семей, предпочитающих домашнее обучение, становится все больше. Также есть дети, для которых в силу состояния их здоровья домашнее обучение является необходимостью, единственной возможностью получить аттестат зрелости.

Формы домашнего образования

Среди форм домашнего или надомного обучения выделяют анскулинг (англ. – без школы), домашнее обучение, частичное домашнее обучение, семейное обучение, экстернат, дистанционное образование, а также два варианта домашнего обучения для детей-инвалидов: по вспомогательной или по общей программе. 
Приверженцы анскулинга не одобряют школьные методы и принципы как образования, так и воспитания, у них есть собственное понимание, что необходимо знать и уметь их детям. Как следствие, к подростковому возрасту у ребёнка уже не будет возможности наверстать упущенный материал для поступления в ВУЗ и приобретения сложной профессии. В нашей стране анскулинг формально запрещён. 
При домашнем обучении ребёнок получает определённое количество часов индивидуальных занятий со школьными педагогами на дому, предполагается индивидуальная сдача контрольных работ и итоговых экзаменов. 
Форма частичного домашнего обучения предполагает регулярное посещение ребёнком определённого количества уроков в день или в неделю. 
Наиболее популярной среди родителей является форма семейного обучения, при которой родители самостоятельно корректируют график обучения своих детей, подбирают учебные материалы, сами проводят занятия и контролируют процесс усвоения новой информации. Учащиеся регулярно обязаны проходить промежуточную аттестацию. Нередко дети, находящиеся на семейной форме обучения, досрочно сдают экзамены и «уходят на каникулы». Ежегодную аттестацию дети проходят в государственных школах, к которым они прикреплены. Кроме прочего обязательными являются государственная итоговая аттестация и ЕГЭ, после которой дети получают аттестат зрелости, не отличающийся от того, который получают дети, выбравшие традиционное обучение в школе.
Экстернат предполагает самостоятельное обучение на дому со сдачей экзаменов и контрольных работ, без посещения школы, и оформляется по договорённости с руководством школы.
Также по договорённости со школой оформляется дистанционное образование, которое предполагает обучение через интернет. Встречи с преподавателями могут происходить по скайпу или на форумах, а выполнение отчётных работ (домашние задания или контрольные работы) – через интернет в режиме онлайн.
Для детей-инвалидов предполагаются две формы домашнего обучения: по вспомогательной или по общей программе. Программы выбираются исходя из состояния здоровья детей: вспомогательная программа предполагает индивидуально разработанную под ребёнка программу в отличие от общей, при которой дети обучаются и аттестуются по тому же материалу, что преподают в школе. Расписание при обучении на дому всегда составляется индивидуально и учитывает особенности заболевания учащегося. При общей программе обучения итоговый аттестат не отличается от школьного, а при вспомогательной программе выдаётся аттестат особого образца с указанием программ, по которым ребёнок обучался и аттестовался.

Антонина Степаненко
учитель начальных классов



Назад в раздел