Приосаньтесь!
Немного физиологии
Осанка - это способность человека принимать вертикальное положение без чрезмерного напряжения мышц. От чего это зависит? От положения и формы позвоночника, от его правильно сформированных физиологических изгибов. Различают два физиологических изгиба позвоночника: изгиб вперед (лордоз) - он развивается в шейном и поясничном отделах; изгиб назад (кифоз) - в грудном и крестцовом отделах. Благодаря изгибам, усиливается устойчивость и подвижность позвоночника, что помогает ему осуществлять рессорную функцию, а также защищать спинной, головной мозг и внутренние органы от внешних воздействий.
Формирование физиологических изгибов позвоночника начинается еще в грудном возрасте.
У новорожденного позвоночник почти прямой. К 3 месяцам жизни ребенок, лежа на животе, начинает поднимать головку. Тогда же в шейном отделе позвоночника начинает формироваться первый изгиб (а). В шестимесячном возрасте ребенок пробует садиться в кроватке, что дает толчок к формированию грудного кифоза (б). К 9-10 месяцам под действием мышц, обеспечивающих вертикальное положение туловища и конечностей во время стояния и ходьбы, начинает формироваться изгиб в поясничном отделе позвоночника(в). Формирование физиологических изгибов продолжается до 7 лет.
В каждом возрасте у осанки есть свои особенности. Признаки правильной осанки у дошкольников: голова немного наклонена вперед, плечевой пояс незначительно смещен кпереди, не выступая за уровень грудной клетки (в профиль), лопатки слегка выступают, линия грудной клетки плавно переходит в линию живота, который выступает на 2 см, физиологические изгибы позвоночника выражены слабо.
У школьников - голова незначительно наклонена вперед, плечи — на одном горизонтальном уровне, лопатки прижаты к спине, живот еще выпячен, но менее выражено, чем у детей 6—7 лет, физиологические изгибы позвоночника умеренно выражены. Наиболее стабильная осанка отмечается у детей к 10 годам.
Нарушение осанки не является заболеванием, это обратимый процесс, но при условии выполнения комплекса оздоровительных упражнений. Если же ими пренебречь, постепенно будет снижается подвижность грудной клетки и диафрагмы, ухудшаться рессорная функция позвоночника. Всё это негативно повлияет на деятельность нервной, сердечнососудистой и дыхательной систем, станет причиной многих хронических заболеваний, функциональных нарушений мышечного и связочного аппаратов ребенка.
Различают три степени нарушения осанки:
- I степень характеризуется небольшими изменениями, которые устраняются целенаправленной концентрацией внимания ребенка.
- II степени сопутствует увеличение количества симптомов нарушения осанки, которые устраняются при разгрузке позвоночника в горизонтальном положении или при подвешивании (за подмышечные впадины).
- III степень характеризуется нарушениями осанки, которые не устраняются при разгрузке позвоночника.
Для детей дошкольного возраста наиболее характерны I—II степени нарушения осанки, для школьников — II—III степени. Нарушение осанки может проявляться в двух формах: в изменении физиологических изгибов (усиление или сглаживание изгибов) и в искривлении позвоночника (сколиозы). Сколиоз чаще имеет наследственный характер и его развитие связано с неправильным ростом тел позвонков.
На зарядку становись
Мерами профилактики нарушений осанки являются родительский контроль за навыками правильной осанки, массаж, занятия в спортивных секциях и кружках, наконец, лечебная гимнастика.
Курс ЛФК можно пройти в поликлиниках, врачебно-физкультурных диспансерах. Длительность курса для дошкольников составляет 1—1,5 месяца, для школьников — 1,5-2 месяца, рекомендуемое количество занятий — 3—4 раза в неделю. Хочется заметить в этой связи, что уменьшение количества занятий до двух раз в неделю является неэффективным. Перерыв между курсами обычно составляет 1—2 месяца. Ребенок с нарушением осанки должен пройти за год 2—3 курса лечебной гимнастики.
Курс лечебной гимнастики делят на подготовительную часть (1—2 недели), основную (4—5 недель) и заключительную (1—2 недели). В подготовительной части курса используются знакомые упражнения с малым и средним количеством повторений упражнений, в это время создается зрительное восприятие правильной осанки и ее мысленный образ, повышается уровень общей физической подготовки. В основной части курса увеличивается количество повторений каждого упражнении, происходит коррекция имеющихся нарушений осанки. В заключительной части курса нагрузка снижается, уменьшается количество повторений каждого упражнения, совершенствуются навыки правильной осанки в усложненных вариантах выполнения упражнений. На протяжении всего курса применяются разгрузочные исходные положения - лежа на спине, животе, боку, стоя, на четвереньках. Через каждые 2—3 недели занятий обновляется 20—30% упражнений.
Примерный комплекс имитационных упражнений для детей дошкольного возраста
3 - 4 лет | 5 - 6 лет |
---|