Тонкий подход
a:2:{s:4:"TEXT";s:121:"Что же ещё можно посоветовать родителям? Давайте обратимся к психологу, кандидату педагогических наук, Наталье СМИРНОВОЙ.";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}
А родителям придётся научиться понимать и принимать врождённые особенности своего ребёнка.
Если ребёнок экстраверт:
• организовывать его жизнь так, чтобы в ней было достаточно общения и взаимодействия;
• для обучения выбирать групповые занятия или совместные дидактические игры;
• в ситуации вынужденной изоляции (болезней, длительной дороги) находить способы взаимодействия на расстоянии – звонки, письма, общение по скайпу;
• поощрять внимание к чувствам и состояниям других людей, учить интересоваться мнением другого и понимать, что возможно совместное действие с очень разными людьми;
• развивать способность самостоятельно справляться с некоторыми задачами, не отказывая ребёнку в помощи, но выдерживая небольшую паузу;
• можно совместно готовить приятные сюрпризы для близких, тренируя терпение – не выдать «тайны» раньше времени.
Если ребёнок интроверт:
• выделять сыну или дочери личное время и пространство, чередовать нахождение в группе, в общественных местах и одиночество или личное общение один на один;
• поощрять попытки поделиться мыслями и планами, не торопя и не перебивая, не указывая сразу на ошибки; стараться самим делиться с ребёнком интересными событиями и наблюдениями, показывая важность открытости и общения;
• не ставить ребёнка перед необходимостью быстро принимать решения, стараться готовить заранее к переменам в жизни или непривычным мероприятиям;
• не торопить, а учить заранее готовиться к выходу из дома, к занятиям, собирать всё необходимое;
• ненавязчиво обращать внимание ребёнка на его успехи во взаимодействии со сверстниками, помогать решать возникающие сложные ситуации, показывая, как лучше входить в коллективные игры, но не подталкивая к немедленному контакту.
Помогите детям понять свои природные особенности и использовать их
1. Прежде всего, ему нужно время.• У таких детей на привыкание к новым людям, обстоятельствам жизни, знакомство и запоминание имён и правил уходит больше времени.
• Они не могут быстро войти в общую игру, отвечать на вопросы, выполнять задания. Отнеситесь к этому с пониманием и не торопите их без острой необходимости.
• Не требуйте от ребёнка немедленного отчёта о том, как он провёл время без вас, что ему понравилось. Чтобы он смог поделиться впечатлениями, ему необходимо самому разобраться в них. Обязательно поговорите об этом с педагогами, чтобы они смогли учитывать индивидуальные особенности вашего ребёнка.
• В детском саду объясните воспитателю, что малыш умеет делать сам (просто нужно подождать), а в чём ему требуется помощь. Не зная этого, воспитатель будет вмешиваться в действия ребёнка, вызывая его протест, и может не заметить ситуации, где малыш не справляется (например, завяжет крохе шнурки, но не застегнёт молнию, или наоборот).
2. Ребёнку-интроверту нужно личное пространство и немного одиночества для восстановления после социального взаимодействия. Хорошо если дома у него есть своя комната или выделено отдельное место, отгороженное от других ширмой или стеллажом, где он сможет чувствовать себя «в домике». Постарайтесь не нарушать эту границу без его разрешения и научите родных (особенно братьев или сестёр) понимать и уважать его потребность в одиночестве.
3. Ребёнку-интроверту нужно дозировать впечатления, даже положительные. Ему трудно общаться с несколькими людьми одновременно. После занятий не планируйте других мероприятий, где много людей, постарайтесь побыть в тихом, спокойном месте, где ребёнок сможет вести себя свободно. На шумных праздниках дайте ему возможность сделать перерыв, выходя с ним в другую комнату или на свежий воздух.
4. Ребёнку-интроверту нужно доверие родителей. Такие дети больше зависят от внутреннего состояния, чем экстраверты, поэтому сложно найти универсальный подход к ним. Надо внимательно наблюдать за состоянием малыша и слушать, когда он хочет выговориться, а когда помолчать, когда его надо обнять и побыть с ним, а когда дать ему возможность пережить эмоции самому. Помогите вашему ребёнку использовать его сильные стороны: способность быть самостоятельным, концентрировать внимание, обдумывать свои действия.
Назад в раздел