Гуляем с пользой

a:2:{s:4:"TEXT";s:276:"Очень часто, отправляясь на прогулку, мамы и бабушки стараются одеть ребёнка как можно красивее, чтобы он был «не хуже других». Естественно, их раздражает, когда малыш пытается измерить шагами лужу, поднимает с земли грязные ветки или камушки, лезет на мокрую скамейку.";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

«Не трогай!», «Брось сейчас же эту грязь!», «Не лезь!» – только и слышно от заботливых взрослых. А ребёнку всё интересно, но не всегда он может сам себя занять так, чтобы было и безопасно, и увлекательно. Ругая малыша, родители часто сами виноваты в том, что не создают соответствующих условий для его развития. А ведь во время прогулки ребёнок может узнать так много нового!

Наблюдения на природе

Многое в окружающем мире для нас, взрослых, стало привычным, давно не вызывает удивления. А маленький ребёнок всё видит впервые. Первый дождь или снег, первые лужи, первое пение птиц. Старайтесь поддерживать интерес малыша ко всему, что он видит вокруг, отвечайте на его вопросы, побуждайте к исследованию.

Ранней весной вместе понаблюдайте, как тает снег, бегут ручейки, пробивается травка, распускаются листья на деревьях. Бросьте в ручеёк палочку или щепку, посмотрите, как плывет «кораблик». Бросьте камушек – и малыш увидит, что он тонет, а по воде разбегаются круги. Понаблюдайте, как птицы вьют гнёзда, купаются в лужице, послушайте, как они поют. Рассмотрите жёлтый одуванчик, найдите белый и подуйте на него, полюбуйтесь, как летят «пушинки-самолётики». Прочитайте стишок:

Носит одуванчик
Жёлтый сарафанчик,
Подрастёт – нарядится
В беленькое платьице
Лёгкое, воздушное,
Ветерку послушное.

Летом можно разглядывать и нюхать цветочки, рассматривать жуков, гусениц и бабочек, наблюдать, как трудятся муравьи. Осенью – смотреть, как кружатся разноцветные листья, слушать, как они шуршат под ногами. Из листьев можно собирать букеты, делать юбочки для кукол, гирлянды, скалывая их палочками. Зимой интересно наблюдать, как кружатся снежинки, как они тают на руке, делать следы на снегу, лепить снеговиков.

В день, когда на небе много облаков, можно сесть с малышом на скамеечку и понаблюдать, как они плывут, меняют свою форму. Предложите: «Давай придумывать, на что похожи облака? Посмотри, вон то облако похоже на котёнка. А теперь оно превратилось в слона, вон какой хобот вытянулся. А это на что похоже? Что ты видишь?» Играя в такие игры, вы способствуете развитию наблюдательности ребёнка и его воображения.

В ветреный день вы можете взять на прогулку палочку с привязанной к ней ленточкой или флажок и, подняв их вверх, убедиться, как дует ветер.

Все эти впечатления обогащают восприятие малышей, расширяют их опыт, дают пищу для души и ума, способствуют эстетическому развитию. Выучите наизусть и читайте ребёнку соответствующие случаю стишки. Например, сидя на веранде и наблюдая, как идёт дождь, скажите малышу: «Послушай, как дождик стучит по крыше»:

Дождик песенку поёт:
Кап, кап.
Только кто её поймёт? –
Кап, кап.
Не поймём ни я, ни ты,
Да зато поймут цветы,
И весенняя листва,
И зеленая трава.

Во время прогулки читайте детям стихи о природе Пушкина, Лермонтова, Тютчева. Даже если ребёнок не всё поймёт из прочитанного, он уловит общий смысл, почувствует мелодичность поэтических строк.

Игры на прогулке

Если вы видите, что малыш не может себя занять, предложите ему интересную игру.

  • организуйте игры с песком, глиной и водой: ребёнок с удовольствием будет делать куличики разной формы из влажного песка, смешивать его с водой – «варить кашу», чертить по песку палочкой, строить дом и забор, выкапывать прудик и пускать в нём кораблики;
  • устраивайте игры с камушками: из них можно сложить горку, насыпать и высыпать из ведра, прятать в песке, украшать ими куличики, сортировать;
  • организуйте игры со снегом: лепите с ребёнком снежки, снежную бабу, помогите ему вставить глазки, нос, рот из камешков, палочек, покажите малышу, как делать следы на снегу, рисовать следами;
  • разрешайте ребёнку иногда поиграть в луже: наденьте ему резиновые сапожки и позвольте походить по луже, делать палочками круги на воде, пускать кораблики, отводить ручейки;
  • собирайте вместе букеты из листьев, цветов, обращая внимание малыша на цвет, сплетайте венки из одуванчиков, делайте из них цепи, бусы, из лопухов «шляпы», «сумки».

Играем с песком

Малыши очень любят сыпать песок, копаться в нем руками, лопаткой, палочкой, топтать его ножками, втыкать в него веточки, листики, камушки, делать куличики.

«Куличи и куличики». Подготовьте разные ёмкости для изготовления куличей. Это могут быть формочки фабричного изготовления, а также сделанные самостоятельно – из пластиковых бутылок и баночек, отрезав от них нижнюю часть; можно также использовать ведёрки разных размеров, игрушечную посуду и любые другие ёмкости разной формы и размеров. Покажите ребёнку, как делать куличики, объясните, что куличики получаются из мокрого песка и не получаются из сухого. Предлагайте ему самому делать куличики из разных формочек. Побуждайте сравнивать получившиеся куличики, например, спросите: «Где у нас самый большой куличик?», «А где самый маленький?»

Имейте в виду, что малыши любят ломать куличи, растаптывая их ногой или пришлёпывая рукой или совком, смахивая с бортика песочницы. Их привлекает и сам процесс преобразования материала, и его лёгкость: был куличик – и вдруг исчез, потом опять появился. Поэтому не следует препятствовать таким играм. Если же ребёнок пытается разрушить куличик другого малыша, объясните ему, что нельзя этого делать без согласия того, кто их сделал.

«Пустое и полное». В процессе игры в песочнице покажите ребенку пустое ведёрко, полное и заполненное наполовину. Спросите, какое ведёрко будет тяжелее – полное или неполное? Попросите самостоятельно заполнить ведёрко песком сначала наполовину, потом полностью. Обратите внимание малыша на то, что в большое ведёрко помещается много песка (чтобы его наполнить, требуется насыпать много совочков песка), а в маленькое – мало. Наполняя ведёрки песком, можно считать, сколько в него поместилось совочков. Детям постарше можно предложить насыпать в одно ведёрко один совочек песка, а в другое – три совочка и спросить, в каком ведёрке песка больше.

«Секреты в песке». В песочнице можно не только лепить куличики, но и закапывать, а потом раскапывать различные игрушки. Это напоминает игру в прятки-поиски, которую так любят малыши. Закопайте на глазах у ребёнка какую-нибудь пластмассовую игрушку или формочку, например, рыбку неглубоко в песок (чтобы её было легко найти) и выразите удивление: «Ой, смотри, наша рыбка куда-то уплыла! Давай найдём её!» В ответ на этот призыв даже самые маленькие дети с удовольствием будут раскапывать рыбку совочками или грабельками. После того, как рыбка найдётся, она опять может спрятаться в другом месте песочницы. Особый восторг малышей вызывает момент, когда сквозь песок начинает проглядывать часть спрятанной игрушки. Это вдохновляет их на более энергичное «раскапывание». Когда ребёнок увлечётся этой игрой, он сам захочет прятать и раскапывать из песка игрушки. Покажите малышу, как можно сделать «секретик». Выкопайте в уголке песочницы ямку, положите в неё фантики, кусочки разноцветной фольги, лепестки от цветов, бусинку или любую другую мелку игрушку, накройте кусочком прозрачного материала с обработанными краями – (например, пластмассовым стеклышком от очков) и засыпьте песком. Затем расчистите песок и найдите «секрет». Предложите ребёнку сделать свой «секретик».

Часто, находясь в песочнице вместе с другими детьми, малыши обсыпаются песком, ломают чужие постройки. Если вы организуете описанные здесь занятия с несколькими детьми, их игра станет более организованной и интересной. Например, можно предложить отыскивать секретики друг друга.

«Песок и вода». Очень интересно играть с песком и водой одновременно. Смешивая воду с песком в разной пропорции, малыши «варят» в игрушечной посуде кашу, суп, пекут пироги, делают торты. Наблюдая за игрой детей в песочнице, вы можете время от времени комментировать их действия: «Вот какую густую кашу сварила Нина» или: «Витя, а ты что приготовил? Тоже кашу? Какая у тебя получилась жидкая кашка! Тогда, может быть, это будет суп?» В таких играх дети на собственном опыте знакомятся с новыми для них свойствами веществ.

На мокром утрамбованном песке можно чиркать и рисовать палочкой, строить заборчики, совочком делать горки и рыть в них пещеры.

...с водой

Если вы летом живёте с ребёнком на даче, организуйте с ним игры с водой. Вынесите на участок ванночку или тазик, наполните их тёплой водой, поиграйте с ребёнком в кораблики и в те игры, которые мы рекомендовали вам для дома. На улице хорошо пускать мыльные пузыри, делать пену, выдувая её с помощью трубочки. Можно сделать брызгалку из пластиковых бутылочек, проделав в их крышках несколько отверстий. Малыш с удовольствием будет, нажимая на стенки бутылки, брызгать воду в ёмкость, в песок, на цветы, на траву. Для этой забавы можно использовать водяные пистолеты, маленькие резиновые груши, резиновые игрушки с отверстием.

Если рядом есть другие дети, в жаркое время года малыши с удовольствием будут брызгать водой друг в друга. Предлагайте детям помогать вам поливать утром или вечером грядки, клумбы. Купите малышу маленькую леечку или приспособьте для полива пластмассовую бутылочку. Обращайте внимание ребёнка на то, как вода впитывается в сухую землю, как от воды расправляются листики, оживают цветочки.

...со снегом

«Следы на снегу». Предложите малышу делать следы на снегу. Пусть сначала он сделает короткие шажки, а потом подлиннее. Сравните его следы со своими. Спросите: «Чьи следы больше, мои или твои?» Если вы увидите на снегу птичьи следы, рассмотрите их и тоже сравните со своими. Затем предложите ребёнку делать рисунки из следов. Из них можно делать солнышко с лучиками, звёздочки, ступеньки, заборчики, домики.

«Снежные дорожки». Малыши любят топать валеночками или сапожками по снегу. Предложите ребёнку протоптать в снегу дорожку к скамеечке или к дереву, чтобы ножки не проваливались и удобно было ходить. Помогите ему сделать несколько дорожек и путешествуйте по ним.

А теперь приведём несколько правил, которыми следует руководствоваться взрослым, чтобы не заглушить природную любознательность детей и в то же время направлять их развитие в нужное русло.

  • Во время совместных игр и занятий предоставляйте малышу самостоятельность, не делайте всё вместо него. Начинайте вместе с ребёнком, затем предоставляйте ему возможность действовать самому. Окажите поддержку малышу, если у него что-то не получается или если он чего-то боится.
  • Поощряйте исследовательский интерес, радуйтесь «открытиям» и «изобретениям» малыша, поделитесь радостью с другими членами семьи, хвалите его.
  • Не ругайте ребёнка, если он из любопытства разобрал или нечаянно сломал игрушку, налил воды на пол, насорил, испачкался. После игры вместе вытрите стол, уберите рассыпанную крупу.
  • Побуждайте малыша к исследованию. Задавайте ему вопросы, предлагайте самому попробовать выполнить незнакомое действие. Скажите: «Попробуй открыть коробочку», «А вдруг в этом ящичке что-то лежит?», «А что будет, если бросить в тазик камушек? Утонет или будет плавать? А губка?»
  • Побуждайте ребёнка рассказывать о своих находках и впечатлениях членам семьи. С уважением выслушивайте его.
  • Отвечайте на все вопросы крохи, стараясь формулировать ответы в доступной форме.
  • Задавайте малышу вопросы о том, что он делает, что у него получилось.

Людмила Галигузова
кандидат психологических наук

Очень часто, отправляясь на прогулку, мамы и бабушки стараются одеть ребёнка как можно красивее, чтобы он был «не хуже других». Естественно, их раздражает, когда малыш пытается измерить шагами лужу, поднимает с земли грязные ветки или камушки, лезет на мокрую скамейку.

\";s:4:\"TYPE\";s:4:\"html\";}">


Назад в раздел