Играем в шахматы

a:2:{s:4:"TEXT";s:245:"Вы решили обучить ребёнка игре в шахматы? Это замечательно! Возможности дошкольника поистине огромны, а вот задействованы они в малой степени, лежат как бы под спудом. Чтобы помочь ему обрести веру в себя, посадите его за шахматную доску.";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

Для ума и твёрдой памяти

Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Не каждый ребёнок, переступающий сейчас порог школы, может организовать свою деятельность. Он теряется, когда перед ним стоит задача выполнить несколько операций в определённой последовательности. Младшеклассники часто страдают невнимательностью, не могут подчиняться правилам. В сюжетно-ролевые игры они ещё худо-бедно играют, ну а игры с правилами им почти не знакомы.

А между тем, шахматы развивают редкое качество – умение действовать «в уме», то есть мысленно оперировать с заместителями реальных предметов, не совершая с ними развернутых операций в пространстве. Доказано, что способность действовать «в уме» не развивается сама собой, её нужно «вытягивать». Она формируется долго и закрепляется к 12 годам. Согласно результатам экспериментальных исследований, эта способность достигает оптимального развития всего у 5% людей. Постигая азы шахматной игры, ребёнок учится ориентироваться на плоскости, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности. У него формируется усидчивость, внимательность. Поэтому начинать обучение мудрой игре желательно как можно раньше, но, безусловно, в доступной для ребёнка форме.

Трёхлетний гроссмейстер

К игре деревянных королей малыша можно приобщать с двух-трёх лет. Трёхлетний ребенок неплохо владеет речью, знает более 1000 слов, его внимание уже довольно развито, но крайне неустойчиво. Порой он играет с одной и той же игрушкой довольно продолжительное время – 15–20 минут, а иногда не может сосредоточиться и на 3–4 минуты. В этом возрасте ребёнку ещё не под силу распределять своё внимание между тремя и более предметами. Поэтому, предлагая ребёнку шахматные задания, не требуйте от него выполнения сразу несколько сложных действий. И что особенно важно – у трёхлетнего ребёнка очень сужен «размах зрения», ему сложно следить одновременно за предметами, отстоящими на некотором расстоянии друг от друга. При выполнении заданий типа «найди самую большую или самую маленькую фигуру» детям этого возраста не рекомендуется предлагать более шести предметов. На четвертом году жизни ребёнок способен усвоить названия геометрических фигур: круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, а также шахматных фигур, их ходы.

В трёхлетнем возрасте у малышей наряду с наглядно-действенным мышлением формируются элементы образного мышления, совершенствуется пространственная ориентировка, развивается способность устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, давать простейшие обобщения. Дети понимают речь взрослого без наглядного сопровождения, учатся сравнивать, подбирать предметы по цвету и величине. Им под силу составить группу из отдельных предметов, ответить на вопрос «сколько?», сравнить две группы предметов, определить равенство или неравенство. Они учатся различать левую и правую руку, пространственные направления от себя: справа (направо), слева (налево), впереди (вперед), позади (назад), вверх, вниз. Все эти знания и умения – та база, на которой строится процесс начального обучения шахматной игре. Весь вопрос лишь в том, чтобы сделать его наглядным, доступным, эмоционально-насыщенным, интересным и желанным.

Игорь Сухин

Вы решили обучить ребёнка игре в шахматы? Это замечательно! Возможности дошкольника поистине огромны, а вот задействованы они в малой степени, лежат как бы под спудом. Чтобы помочь ему обрести веру в себя, посадите его за шахматную доску.

\";s:4:\"TYPE\";s:4:\"html\";}">


Назад в раздел