Свободу фантазии!

a:2:{s:4:"TEXT";s:250:"Дети – замечательные выдумщики. Некоторые родители даже не очень довольны этим и пытаются вернуть малышей «на землю». С их точки зрения, не стоит тратить время на всякие глупые фантазии, лучше серьёзно заняться подготовкой ребёнка к школе. ";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

Дорогие мамы и папы! Воображение – важная составляющая развития личности. Маленькому ребёнку оно даёт возможность осваивать окружающий мир в игре, взрослому – преобразовывать мир в активной творческой деятельности. У дошколят – это мостик для перехода от конкретных понятий, которые формируются в раннем детстве, к абстрактным, необходимым для превращения малыша в первоклашку.

Так что не стоит тормозить фантазию и воображение детей, а развивать их. Сделать это можно с помощью специальных игр, которые можно использовать и в занятиях с собственным ребёнком, и в компании детей – во дворе, в группах развития, на детских праздниках. Очень хорошо, если в них примут участие несколько взрослых, их пример на первых порах поддержит и раскрепостит детей.

Для некоторых игр мы предлагаем несколько уровней сложности. Первый, самый простой, поможет малышу разобраться с правилами, второй – почувствовать себя увереннее. Третий уровень, самый сложный, предназначен для детей с высоким уровнем развития воображения, он предполагает наличие у ребёнка действительно творческого подхода, умение оригинально мыслить и решать нестандартные задачи.

Игры с рисунками

«Волшебные круги»

Вам понадобятся листы бумаги, на которых нарисованы круги на значительном расстоянии друг от друга. Сядьте рядом с ребёнком. Положите перед ним карандаши или фломастеры. «Что можно нарисовать с помощью этих кружочков, давай-ка подумаем». Если малыш не может придумать сразу, подскажите ему: «Давай из этого круга нарисуем солнышко, а из этого – мяч». Чем больше получается вариантов, тем лучше. Очень хорошо, если ребёнок догадается объединить несколько кругов (очки, велосипед и т.п.).

Выполняя задание, помните, что нет правильных и неправильных ответов. Нет рисунков неинтересных. В эту игру стоит играть периодически. Придумывать должны и дети, и родители вместе. Тогда вскоре вы увидите, как на листочках словно «просыпается» воображение вашего ребёнка – появляются новые идеи, цвета, персонажи.

Игру можно не ограничивать кругами: пусть квадраты, ромбы, треугольники и прочие геометрические фигуры помогают включать фантазию на следующих этапах.

«Закорючки»

В эту игру удобно играть в дороге, поскольку вам понадобятся всего лишь карандаш (ручка) и блокнот.

Уровень I (начальный). Ребёнок чертит закорючку. Вы с помощью своей фантазии дорисовываете её, превращая в кого-то или во что-то (птица, собака, домик, дерево и т.п.) А ребёнок угадывает, узнаёт, что получилось.

Уровень II (продвинутый). Вы чертите закорючку, а ребёнок превращает её в то или иное существо. Кто получился – слон? Заяц? А может быть, неизвестное науке животное? Результаты стоит обсудить. Придумайте вместе, чем питается, с кем дружит, какой образ жизни ведёт удивительное существо.

Обратите внимание, что подсказывать ребёнку на первых порах не запрещается, а даже предписывается. Чем больше, ярче, смелее фантазируете вы, тем разнообразнее будут и фантазии вашего малыша.

В движении

Помимо рисунков, воображение ребёнка помогут развить весёлые подвижные игры. Играйте со своими детьми, с компанией малышей на детской площадке, во дворе, дома и в гостях, на днях рождениях и просто в короткие минуты вашего досуга. Возможно, какие-то из этих игр вам знакомы с детства, но раньше вы не задумывались о том, что они – РАЗВИВАЮЩИЕ.

«Где мы были, мы не скажем...»

В эту игру хорошо играть с группой малышей. Но и в паре взрослый–ребёнок она вполне возможна.

Уровень I (начальный). Водящий (ребёнок) спрашивает: «Где вы были? Что делали?» Взрослый (или взрослый и другие дети, участвующие в игре) отвечает: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем!» Играющие с помощью пантомимы показывают, чем они занимались. Можно предложить детям изобразить, как умываются, рисуют, читают, играют на барабане, моют посуду и т.п. Ведущий должен угадать, чем именно занимались участники.

В этой игре поначалу инициатива должна исходить от взрослого – он предлагает «этюды», но постепенно дети включаются в игру, начинают предлагать и показывать сами.

Уровень II (продвинутый). Ведущий – взрослый. А дети сами придумывают и показывают пантомимы.

«Море волнуется раз...»
«Море волнуется раз, – дети изображают руками движения морских волн,
Море, волнуется два,
Море волнуется три,
Фигура (кого-то) на месте замри», - произносит ведущий (лучше, чтобы первое время водили взрослые).

Уровень I (начальный). Конечно, вместо кого-то следует назвать, например, зайца. Дети замирают в придуманных позах. Ведущий подходит к каждому ребёнку и нажимает волшебную кнопку (это может быть пуговица, нос или коленка малыша), и фигура оживает – показывает, как зайчик скачет. Или чешет ушко, или грызёт морковку. Если ребёнок растерялся, помогите ему: «Покажи, как зайка прыгает? А как он прячется под ёлочкой?» Обязательно похвалите малыша за придуманный образ.

Уровень II (продвинутый). По мере освоения игры задания усложняйте – предоставьте ребёнку право выбора – не называйте конкретного персонажа. А задайте тему: морская фигура на месте замри, или цирковая, или фигура любимой игрушки, африканского животного и т.п.

Уровень III (очень сложный). Теперь ещё интереснее – предложите абстрактное понятие: фигура радости или печали, удивления или гордости. Можно во время игры включать различные мелодии, побуждая детей двигаться под музыку.

Обратите внимание на то, как ваш ребёнок справляется с заданием, умеет ли отмечать характерные особенности показываемой фигуры, придумывает сам или подсматривает за соседями. Если возникают какие-то сложности – объясните, подскажите, поменяйтесь местами. Пусть теперь ваше чадо будет ведущим, а вы покажите, на что сами способны.

Игры-обсуждения

Для развития творческого воображения очень важно научить ребёнка сравнивать, вспоминать ощущения, подбирать определения для тех или иных предметов и ощущений.

Существует множество интереснейших тем для бесед, которые можно проводить во время прогулок, рисуя, находясь в транспорте или просто перед сном. Не нужно устраивать специальный опрос, пусть беседа течёт непринужденно. Так же как и в предыдущих упражнениях, если ребёнок затрудняется ответить, помогите ему, приведите собственные примеры. Вполне вероятно, вам понадобится не день и не два, чтобы ваш сын или дочь научились замечать, а затем и придумывать интересные мыслеобразы.

«Что я слышу»

Попросите ребёнка сесть, закрыть глаза и прислушаться к звукам, окружающим его: в доме, на улице, в парке – голоса животных. Расспросите его, какие звуки он услышал, кто или что их издаёт? Каким настроением они наполнены – весёлые или грустные, сердитые или смешные, страшные или приятные?

Это упражнение не только развивает умение прислушиваться к окружающим звукам, целенаправленно воспринимать и различать их, но и дорисовывать в воображении ситуации, этим звукам сопутствующие, их вызывающие.

«Незаконченные предложения»

Предложите ребёнку закончить предложение:

Уровень I (начальный).

Это облако белое, как…
Этот цветок такой же яркий, как....
Этот мяч такой же круглый, как....
Эта пушинка такая же лёгкая, как...
Этот пирог такой же ароматный, как....

Уровень II (продвинутый).

Зеркало в темноте сверкало, как…
Стул скрипнул, как…
Папин смех напоминает…

Уровень III (очень сложный). Вы начинаете цепочку высказываний, например, с такой фразы: «Слышать шорох листьев». Ребёнок повторяет и добавляет свою ассоциацию, например: «Слышать шорох листьев – всё равно что видеть море». Дальше снова вы или другой участник игры: «Видеть море всё равно что…», «…чувствовать тёплый ветер» или что-то другое, что понравится малышу. Попробуйте составить несколько цепочек «слышать-видеть-чувствовать».

Во время разговора постарайтесь вовлекать в работу все органы чувств. Наше воображение тесно связано с эмоциональной памятью, которая, в свою очередь, опирается на чувственные впечатления. Умение оперировать со вкусом и цветом, звуком и запахом, представлять себе те или иные тактильные ощущения, создаёт базу для развития воображения и творческого мышления. Обсудите с детьми, понравилась ли им эта игра? Легко ли придумывалось продолжение? Почему возникали паузы? Представляли ли малыши себе то, о чём говорили. Чувствовали ли свежий ветер, слышали ли шум прибоя?

Сочиняем сказку

Вечером перед сном наступает самое подходящее время, для того, чтобы сесть рядом с ребёнком и вместе придумать сказку. Это очень важно, ведь такие совместные «посиделки» всегда притягательны для ребёнка – рядом любимая мама, при свете ночничка всё кажется таинственным и немного волшебным, но совсем не страшным. Сочиняйте сказки и истории, максимально приближенные к какой-либо реальной жизненной ситуации малыша, это поможет вам лучше понять его, узнать кое-что о его ожиданиях и страхах.

Сказка может родиться из вопросов и ответов. Например, взрослый спрашивает:

– В одной сказочной стране жил-был… Кто, как ты думаешь?
– Ёжик (например).
– С кем он жил? Что он любил делать? О чём он мечтал? С кем он дружил? Чего он боялся?
– …

– Однажды утром ёжик проснулся, вышел из своего домика и увидел… Кого он увидел? И что тот ему сказал? А ёжик что ответил? И куда они потом пошли? И что стали делать? И кого встретили? А куда потом вернулись?

Не жалея времени на эти и подобные игры, очень скоро вы увидите, что ваше чадо становится большим мастером по части фантазий. И это прекрасно! Восхищайтесь, хвалите его, ставьте перед ним всё более и более сложные задачи.

Помните о том, что воображение малыша развивается постепенно, по мере приобретения им реального жизненного опыта. Чем богаче опыт ребёнка, чем больше он видел, слышал, пережил, узнал, чем больше впечатлений об окружающем мире накопил, тем большим запасом располагает его воображение, тем больший простор открывается для фантазии и творчества, реализуемых в играх, придумывании сказок и историй, рисовании. А позже – в реальных действиях.

Ольга Шевнина
психолог

Дети – замечательные выдумщики. Некоторые родители даже не очень довольны этим и пытаются вернуть малышей «на землю». С их точки зрения, не стоит тратить время на всякие глупые фантазии, лучше серьёзно заняться подготовкой ребёнка к школе.

\";s:4:\"TYPE\";s:4:\"html\";}">


Назад в раздел