Ребенок и книга

a:2:{s:4:"TEXT";s:273:"Дети знакомятся с окружающим миром не только через восприятие предметов вокруг себя, но и с помощью прочитанных книг. Многие родители, к сожалению, не знают, как нужно подбирать литературу для малыша и добиться того, чтобы чтение стало любимым занятием маленького человека.";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

Правила выбора

  • У первой книги вашего ребёнка должны быть прочные страницы и обложка, потому что дети часто хотят сами «почитать»: листают, без конца открывают и закрывают, иногда пробуют на вкус своё «сокровище». Это вполне может быть пластиковая мягкая книжка-пищалка с простыми картинками, например: кошка, собака, мячик. Издания из плотного картона можно давать до одного года, но только под присмотром взрослых.
    Иллюстрации, в любом случае, должны быть понятны малышу, изображения похожи на реальные предметы. По формату лучше покупать небольшие книги, чтобы ребёнок сам мог переносить их с места на место и справлялся с переворачиванием страниц. Кстати, самой любимой и желанной книгой для него на долгое время может стать «Семейный альбом» с фотографиями себя самого и близких людей.
  • Чтобы заинтересовать ребёнка, книга должна соответствовать его возрасту и возможностям. Желательно, чтобы на первых этапах её сюжет был простым, с чёткой последовательностью событий.
    Сначала сами прочитайте эту книгу и определите, чему она научит, какие эмоции вызовет. Обратите внимание на героев: насколько живо, интересно они изображены, к чему стремятся, как поступают, какие у них отношения с другими персонажами.
    Очень важно, чтобы история хорошо кончалась, в этом случае малыш чувствует надёжность мира. А вот плохой конец истории (в том числе даже реалистичный) может вызвать всевозможные страхи. Поэтому «Теремок» лучше читать в том варианте, когда после того, как домик развалился, звери построили новый, ещё лучше прежнего.
    Можно воспользоваться и книжками для старшего возраста, если взрослый вместе с дошкольником рассматривает картинки, иллюстрации и доступно объясняет их содержание.
  • Обратите внимание на книги с наклейками. Особенно те, где в текст нужно вставлять маленькие «словечки». А если вы купите книжку с многоразовыми наклейками, то читать-играть можно будет почти бесконечно.
    Издания с объемными, выдвигающимися частями картинки не подходят для маленьких детей и вряд ли прослужат долго, потому что движения малыша ещё не скоординированы, а материал, из которого изготовляют такие вкладыши, предназначен для более деликатного обращения.
  • Подвижному ребёнку лучше «выдавать» по одной книжке в неделю, чтобы, пока не изучили одну, не отвлекаться на вторую.
    Детская «библиотека» должна находиться в пределах досягаемости малыша. Он обязан твердо усвоить, что нельзя книгу рвать и кидать, перегибать переплёт, класть в неё предметы. «Рисование» нужно пресекать немедленно, а после чтения ребёнок должен класть книгу на место. И ещё: возьмите за правило ходить вместе с ним в книжный магазин. Пусть это станет знаменательным событием для маленького человека!

Читаем малышам

Показ книги

Полистайте её вместе с ребёнком. Обратите внимание на картинки, называя, что на них изображено, например: «Вот зайчик». Затем нужно зафиксировать внимание малыша на деталях изображения, но рассказ взрослого не должен содержать сложные предложения и обороты речи. Вполне достаточно такого описания: «Зайчик. Смотри, какие у него ушки длинные-длинные». После таких занятий ребёнок, перелистывая в очередной раз книжку, будет радостно улыбаться, узнавая знакомую картинку.

Чтение книги

Взрослый читает текст малышу не слишком быстро и не слишком медленно. Текст должен быть небольшим, ведь маленький человек не в состоянии долго усидеть на месте. Следите за реакцией ребёнка, и как только заметите признаки утомления, переключите его на другой вид деятельности. К чтению можно будет вернуться позже, но зато у него не сформируется негативное отношение к этому занятию.

Старайтесь читать ежедневно в одно и то же время, очень хорошо делать это перед сном.

Сказка продолжается

  • Предложите ребёнку сделать иллюстрации к прочитанным книгам, нарисовать портреты полюбившихся героев. Можно «оживить» тех или иных персонажей: вылепить их из пластилина, склеить из бумаги и картона, сшить из лоскутков ткани.
  • Если вашей семье не хочется расставаться с «Тремя поросятами» и «Курочкой Рябой», то можно придумать новые рассказы и истории, в которых главным героем станет ваш ребёнок.

Ирина Чернобурова
учитель-дефектолог

Елена Зыкова
учитель-дефектолог



Назад в раздел