Забияка рвется в драку

a:2:{s:4:"TEXT";s:283:"Дети дерутся. В любом возрасте и по разным причинам. Взрослым это, конечно, не нравится, но мало кто из родителей задумывается о том, что детская агрессия – сигнал тревоги. Так малыш защищает себя, просит о помощи. Научить отстаивать свои интересы не обижая других – нелёгкая задача.";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}
Злость – базовая человеческая эмоция, она проявляется с раннего детства. Испытывать её – нормально. Большинство взрослых благодаря накопленному опыту научились управлять своей агрессией. Вот и родителям нужно научить малышей справляться со вспышками гнева.

Причины

Первые вспышки агрессии появляются примерно с 6 месяцев: ребёнок может ущипнуть, поцарапать или ударить взрослого, и это – нормальный этап развития эмоциональной сферы. Когда рождается первая радость от узнавания взрослого или первое расстройство из за запрета или невыполнения просьбы, малыш, ещё не может выразить эмоции словами, а только жестами. У детей до года агрессия часто связана с маминой раздражительностью, или с избытком чувств. 
Ближе к году появляется новая волна протестов: кроха уже научился передвигаться, а взрослые ограничивают. Поэтому необходимо отвлекать малыша, переключать его внимание и обходить конфликты, предоставляя альтернативу (хватать провода нельзя, а мять эту бумагу можно).

Только начало

Проблема детских драк может обостриться в 2-3 года. Тогда ярко выражается кризис трёх лет «я-сам», при котором малыш начинает осознавать себя индивидуальностью, самоутверждается, показывает свою независимость и значимость всем. Однако речь ещё недостаточно развита, трудно выразить свои эмоции, и отсутствует самоконтроль. 
В старшем дошкольном возрасте причин для агрессии становится больше. Давайте рассмотрим их. Усталость, голод и физиологический дискомфорт провоцируют бессознательную злость. Дайте отдохнуть, накормите, и малыш успокоится.
Если родители и родственники выясняют отношения при ребёнке, не стоит удивляться злости малыша. Дошколята за модель поведения берут то, что ежедневно наблюдают – окружающих взрослых. Ещё малыш подражает героям любимых мультфильмов, копирует их слова и поступки. Корректируйте себя, обговаривайте чужое поведение, приводите примеры, в каких ситуациях как надо поступать. И, конечно, тщательно выбирайте мультфильмы, предлагайте книги с положительными образами героев.

От и до

Дошкольник часто ищет границы дозволенного взрослыми поведения. Ему необходимо понимать общие социальные правила: как можно себя вести, а как нельзя. Когда малыш впервые стукнул маму, не стоит улыбаться и радоваться, а покажите, что вы расстроены, вам больно, неприятно и обидно. Помните, первая ваша реакция для малыша самая запоминающаяся и показательная.
Безделье и запреты порождают лишнюю энергию, которая может реализоваться через драки. Займите ребёнка  домашними делами. Необходимо удовлетворять и познавательные потребности малыша. Ищите возможности для его личной свободы. С возраста пяти лет приобщайте детей к командным видам спорта, это поможет выплеснуть накопившиеся негативные эмоции.
Для детей необходимо внимание родителей настолько, что если они его не получают «добровольно», то готовы намеренно себя плохо вести, стоять в углу и быть наказанными, лишь бы их заметили. Драчливость может быть способом привлечения внимания родителей. Кроме того, она может быть проявлением ревности ребёнка. Расскажите, как вы его любите, как вы им дорожите и как он для вас важен. Проявляйте свою любовь как можно чаще и обязательно увидите изменение агрессивного настроя. Ребёнку важно знать, что его понимают. Память человека устроена так, что положительный опыт при  неоднократном повторении вытесняет негативную поведенческую модель, как менее состоятельную. 

Чего делать взрослому нельзя

Сталкиваясь с агрессивным поведением своего ребёнка, постарайтесь ему помочь, но ни в коем случае:
Не запрещайте проявлять ему свои отрицательные чувства, в том числе злость. Совсем выключать детские эмоции нельзя, это разрушительно влияет на организм любого человека, тем более маленького, и может привести к деформации личности.
Вычеркните из своей лексики: ты плохой, ты поступил плохо... Не оценивайте ребёнка, оценивайте его поступки: это плохой поступок. Поговорите с малышом, спросите его мнения, как бы поступил в той же ситуации его любимый герой.
Не допускайте двойных стандартов: если вы запрещаете что-то ребёнку, пусть это правило распространяется на всех, и тем более на вас, взрослых, ведь ближайшей моделью поведения являются именно родители.
Никогда не кричите на ребёнка прилюдно. У малыша тоже есть чувство собственного достоинства. Отведите его в сторону и поговорите наедине.
Не повышайте на ребёнка голос, даже если очень хочется. Крик и агрессия с вашей стороны вряд ли успокоят малыша. К тому же в данной ситуации вы подаёте пример, как надо бороться с отрицательными эмоциями, модель поведения дети заимствуют у родителей.

Для детей дошкольного возраста свойственно неумение выражать свои чувства и потребности.

Ребёнок может не понимать, в чём он виноват, он ещё не имеет достаточного опыта справляться со своими эмоциями. Не ругайте и не отталкивайте ребёнка от себя, а обязательно приласкайте после внушения, покажите своим примером, как нужно проявлять эмоции.

Профилактика драк

Разговоры, объяснения правильного социального поведения помогут сориентироваться в новых ситуациях, сделать меньше ошибок и быстрее научиться. Рассказывайте правила поведения со сверстниками, на детских игровых площадках, в группе детского сада. Когда ребёнок справляется с негативными эмоциями и поступает осознанно хорошо, обязательно похвалите его за это, покажите, что вы видели его старания, расскажите о своих чувствах, как вы им гордитесь, как вам приятно, что он успешно учится поступать правильно. Дошколёнок учится в основном через игру. Научите малыша правильно «выпускать пар» в игре. Предложите нарисовать злость, сложить рисунок самолётиком и запустить. Предложите слепить из пластилина злость со смешным носом и большими ушами. Можно вместе с ребёнком рвать цветную бумагу на мелкие кусочки, а после из них сделать красивую аппликацию или под музыку собрать мусор, кто быстрее. Предложите сложить всё плохое в мешочек и убрать его подальше. Или попробуйте выделить одну подушку для битья, если по-другому малышу не справиться с отрицательными эмоциями. На помощь родителям также придёт сказкотерапия. Придумайте вместе сценку, где ребёнок рассказывает о героях и их поведении.

Драки со сверстниками

В острый момент конфликта, когда дети делят одну игрушку, из-за которой дерутся, лучше убрать, «наказать» её за то, что поссорила малышей. Когда дети успокоятся, необходимо проиграть эту ситуацию снова, но не сравнивать героев с поссорившимися детьми. Раздать детям, которые поссорились, игрушки со словами: «Сегодня нам предстоит стать волшебниками и помирить мишку и зайку». Обговорите подробно чувства, которые при ссоре испытывали игрушки: зайчик очень хотел поиграть с игрушкой, но не знал, как попросить и отобрал её, а мишке стало обидно и немножко страшно, и в итоге они поссорились; давайте покажем волшебство вежливости своим примером. Зайка должен сказать «пожалуйста» и «спасибо», а мишка?

Драки со взрослыми

Если ребёнок дома дерётся со взрослыми, спуститесь до уровня ребёнка, крепко, но не больно, прижмите его к себе, дайте успокоиться. Посмотрите малышу в глаза и тихо, спокойно скажите: я вижу, что тебе плохо, ты расстроен из-за вот такой ситуации. Опишите ребёнку его чувства, чтобы он видел, что вы понимаете его, сопереживаете и хотите помочь. Этот метод ещё называют активным слушанием. Когда ребёнок успокоится и контакт с ним будет установлен, пробуйте договориться. Важно, чтобы взрослый именно объяснял ситуацию и пытался донести до малыша свои мысли, не ломая его психику.
Для того чтобы ребёнок перестал драться и научился справляться с негативными эмоциями, окружите малыша любовью и заботой, после чего страх, тревожность и беспомощность уйдут. Если родители терпеливо будут учить малыша коммуникативным навыкам, рано или поздно гибкость и позитивность в общении со сверстниками появятся. Если родители будут проявлять любовь и требовательность к ребёнку, то обязательно одержат совместную победу над эгоизмом и капризами малыша. Подкрепляйте его уверенность в себе и собственных действиях разумно созданными ситуациями успеха. Избавьте ежедневный семейный быт от сцен насилия, проявления агрессии, в том числе и через телевизионный экран, и ребёнок станет спокойнее. Объясняйте малышу его чувства, разговаривайте с ним и при этом придерживайтесь строго установленных правил поведения. Научите ребёнка управлять своими эмоциями. Пусть посчитает вниз до 10, глубоко подышит, нарисует свои чувства, выговорится. Помогите малышу справиться с гневом: предложите потопать ногами, вместо драки попинать мяч или побить подушку, а возможно, выполнить ряд физических упражнений, пробежав несколько кругов вокруг стула или попрыгав на одной ноге 20 раз.

Антонина Степаненко
учитель начальных классов



Назад в раздел