Новая жизнь

a:2:{s:4:"TEXT";s:254:"Учебную нагрузку ученика первого класса можно сравнить по силе воздействия с влиянием невесомости на организм космонавта. В школе всё непривычно для ребёнка: это и новый коллектив, и новые требования воспитателей, и новый вид деятельности – учёба.";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

Как быстро ребёнок приспосабливается к новым условиям?

На адаптацию к школьной жизни уходит полтора-два месяца. У некоторых детей адаптационный процесс может затянуться на целый год – это те, кто имеет слабое здоровье, отклонения в развитии нервной системы, а также ребята, испытывающие трудности с учёбой.

Кроме начала учебного года, наиболее сложного времени для первоклассника, есть ещё несколько периодов, на которые родители должны обратить внимание. Это середина декабря, когда световой день значительно укорачивается: ребёнку трудно учиться, и то, что до этого получалось, вдруг становится непонятным и непосильным. Не менее тяжёлый месяц – февраль: накапливается усталость, ребёнок получает недостаточно витаминов, меньше бывает на воздухе. В это время к малышу нужно быть особенно внимательными.

Как научить малыша соблюдать школьную дисциплину?

Дисциплина – это умение, которое помогает человеку соблюдать предъявляемые ему требования. Ребёнок ещё только учится концентрировать своё внимание, выполнять указания учителя; сохранять самообладание, общаться со сверстниками. Школьник 6–7 лет может спокойно сидеть и сосредоточенно работать всего 10–15 минут. Потом ему необходимо отвлечься, изменить позу, встать или даже пройтись по классу. Многие учителя сегодня разрешают детям общаться на уроке, если это не мешает работе класса.

Однако есть ученики, которые крутятся, вертятся, отвлекают своих товарищей, задают бесконечные вопросы учителю. И вести себя иначе они не могут. Это так называемые гипервозбудимые, или гиперактивные дети. Наберитесь терпения и доброжелательности, потому что окриком, шлепками, наказаниями добиться от них соблюдения дисциплины невозможно.
Известный педагог Януш Корчак более 50 лет назад писал: «Всё современное воспитание направлено на то, чтобы ребёнок был удобен, и последовательно, шаг за шагом усыпляется его воля, его свобода, и стойкость его духа, и сила его требований. Вежлив. Послушен. Хорош. Удобен. А и мысли нет о том, что будет он безволен и жизненно немощен». Хотим ли мы, чтобы у нас были такие дети?

Полезна ли строгость в отношениях с ребёнком?

Строгость в разумных пределах полезна. Но именно строгость, а не жестокость и бескомпромиссность. А вот давление недопустимо. Хотя варианты давления могут быть самыми разными и порой на первый взгляд совершенно безобидными. Например, одна мама уверяла, что никогда не наказывает сына, не кричит на него. А вот разговор с мальчиком показал, что она использует свой, оригинальный способ давления: каждый раз, когда на него жаловался школьный учитель, мама повязывала голову платком, жаловалась на головную боль и обвиняла в ней сына. Можете представить себе состояние ребёнка, которого так шантажировали?!

Давление по-разному воздействует на детей. Есть так называемые толстокожие дети: что бы родители ни говорили – все проходит мимо ушей. А есть и другие. Кстати, мальчик, о котором мы рассказали, был чрезвычайно чувствительным ребёнком. Он очень переживал из-за того, что огорчал маму. И эта чувство мешало ему жить, быть уверенным в себе.

Каким должен быть режим дня первоклассника?

Чтобы защитить ребёнка от перегрузок и переутомления, ему просто необходим рациональный режим дня. Итак, он встает в 7 часов утра. На гимнастику, закаливающие процедуры, умывание отведите ему минут 30. Затем завтрак и подготовка к школе. С 8.30 до 12.30 – уроки. После школы ребёнок обязательно должен пообедать и час-полтора отдохнуть. Ни в коем случае не заставляйте его сразу садиться за домашние задания: пусть лучше погуляет во дворе или отдохнет дома. Оп­ти­мальное время для выполнения домашних заданий – с 16 до 19 часов. Разумеется, это не значит, что всё это время ребёнок должен сидеть за столом. После ужина, с 19 до 20.30 – свободное время: он может выполнять какие-то домашние дела, читать, рисовать, играть в спокойные игры или просто отдыхать. Дети младших классов должны ложиться спать не позже 21 часа. Полноценный сон – единственный способ по-настоящему отдохнуть и набраться сил на следующий день.

Стоит ли посещать первокласснику факультативные занятия – кружки, секции?

Часто родители хотят, чтобы ребёнок изучал иностранный язык, посещал музыкальную или художественную школу, занимался спортом – и всё это одновременно. При таком режиме у него не остаётся времени для прогулок (а гулять он должен 2,5–3 часа в день), для подвижных игр, резко сокращается время ночного сна. Планируя дополнительные нагрузки, нужно учитывать возможности своего малыша. Факультативные занятия исключены для тех, кто часто болеет, у кого слабая нервная система, кто медлителен. Иначе серьёзные проблемы и со здоровьем, и с поведением неминуемы.

У ребёнка пропадает желание учиться. Что делать?

Ну, прежде всего, не делать скоропалительных выводов. Учебная деятельность формируется в течение первых лет обучения, поэтому интерес к учёбе возникает не сразу. А вот интерес к школе как социальному институту, к одноклассникам формируется очень быстро. Это так называемый предучебный тип сознания. Ребёнка интересует не сама учёба, а то, что с ней связано: новые вещи (ранец, пенал), новые книги. И здесь родители должны проявить терпение. Многое зависит от учителя. Если учитель доброжелателен, любит детей, то и им нравится учёба. И тут важнее всего не специальные знания педагога, а его человеческие качества. Если же ребёнок вдруг потерял интерес к школе (60% первоклассников уже к декабрю не хотят учиться!), значит, есть на то какие-то причины. И главная задача родителей – разобраться, в чём дело.

Можно ли предотвратить школьный невроз?

У некоторых детей невротические расстройства возникают ещё до школы. Это могут быть последствия не очень благополучного течения беременности, родов, первых лет жизни, а также тяжёлые травмы, хронические заболевания. Частая причина неврозов – разного рода психотравмирующие ситуации, которых у наших детей более чем достаточно. Это и конфликты в семье, и алкоголизм одного или обоих родителей, и чересчур жёсткие требования взрослых. Первоклассник испытывает ещё и стресс из-за недостатка времени. Очень важно соблюдать режим дня, давать ребёнку время на разрядку, отдых. К сожалению, родители нередко устраивают «гонку с препятствиями»: быстрее жуй, быстрее шагай, быстрее думай, быстрее пиши… Давайте не будем создавать стрессовые и психотравмирующие ситуации, и тогда мы убережём детей от школьных неврозов.

Как действуют на ребёнка телесные наказания?

Телесные наказания совершенно недопустимы. Родители часто говорят: «И меня в детстве били. И ничего, вырос…» Но ведь раз взрослый человек об этом говорит, значит, он так и не забыл обиды и унижения! Если дети боятся нас, взрослых, значит мы теряем их доверие. А следовательно, не можем им помочь. Ребёнок, выросший в такой атмосфере, скорее всего уйдёт из дома. Опыт показывает: дети, которые боятся своих родителей, ищут защиты в компании, а в дальнейшем – в алкоголе и наркотикам. Страх приводит к тяжёлым стрессам, а порой и к самоубийствам. В последнее время зарегистрированы случаи самоубийства даже среди девятилетних детей. И причина, как правило, – жестокое обращение родителей.

Марьяна Безруких
доктор биологических наук, академик РАО

Учебную нагрузку ученика первого класса можно сравнить по силе воздействия с влиянием невесомости на организм космонавта. В школе всё непривычно для ребёнка: это и новый коллектив, и новые требования воспитателей, и новый вид деятельности – учёба.

\";s:4:\"TYPE\";s:4:\"html\";}">


Назад в раздел