Мне один месяц

a:2:{s:4:"TEXT";s:71:"Вашему младенцу исполнился месяц. Каким он стал, чему научился? ";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

К концу 1-го месяца малыш, лёжа на животе, пытается поднимать и удерживать головку. Чтобы помочь ему в этом, нужно выкладывать ребёнка на животик несколько раз в день, сначала – на 1 минуту, затем на 2–3 минуты. Периоды бодрствования к концу месяца могут быть достаточно длительными. В это время с малышом необходимо общаться, показывать игрушки, делать гимнастику, массаж.
Некоторые малыши становятся более подвижными. Лёжа на спине, они могут, отталкиваясь ножками от матрасика, «проползти» некоторое расстояние. Чтобы ребёнок не ушибся, обложите спинки кроватки и её боковые стенки мягкими валиками.

Начало общения

Психическое развитие ребёнка во многом зависит от того, как складывается общение малыша с окружающими взрослыми. Известно, что отсутствие или дефицит общения вызывает у здоровых от рождения детей тяжёлое нарушение как психического, так и физического развития. Чем лучше организовано общение взрослых с ребёнком, тем успешнее протекает психическое развитие младенца. Весь первый месяц жизни происходит подготовка ребёнка к общению.

Общение – это не просто взаимодействие двух людей. Особенность общения в отличие от физического взаимодействия (например, во время пеленания, кормления) состоит в том, что оба партнера попеременно адресуют и воспринимают воздействия, выражающие отношение к личности друг друга. У новорождённого ребёнка общение поначалу отсутствует. Взаимодействие ребёнка и взрослого в период новорождённости имеет своеобразную особенность. Младенец плачем сигнализирует о своём неблагополучии, при этом не адресуется к конкретному человеку, не ищет его, кричит как бы в пространство. После устранения причины дискомфорта малыш успокаивается и никаких действий, направленных на продолжение взаимодействия с взрослым, не совершает.

Однако постепенно, со второй-третьей недели жизни, ребёнок начинает фиксировать взглядом лицо взрослого, а затем и глаза. Взгляд в глаза – первый признак зарождающегося общения. Установлено, что если взрослые не разговаривают с ребёнком с первых дней жизни, мало уделяют ему внимания, то и появление взгляда в глаза отмечается гораздо позднее. Это происходит потому, что на этапе новорождённости малыш фактически ещё не является партнером по общению, и взрослый должен выполнять роль обоих партнеров, как бы авансом наделяя ребёнка этим качеством. Адресуя младенцу любовь, выраженную в нежных словах, осторожных, мягких действиях, чуткости к сигналам дискомфорта, взрослый погружает малыша в «поток общения», прививая ему вкус к ласке, доброжелательному отношению. Так появляется потребность в эмоциональном общении. Если же взрослый взаимодействует с ребёнком только по поводу удовлетворения органических нужд, то сроки возникновения общения у младенца задерживаются.

Первая улыбка

При правильном воспитании новорождённого к концу первого месяца в ответ на обращение взрослого малыш не только замрёт, глядя ему в глаза, но и улыбнётся. Такая улыбка – очень важный момент в психическом развитии ребёнка. С первых дней жизни среди разнообразных мимических проявлений младенца присутствуют и улыбки, однако, они никому не адресованы, появляются при закрытых глазах, рефлекторно отражают состояние физиологической удовлетворённости малыша и не имеют психологического содержания. Поэтому такие улыбки называют «физиологическими». Улыбка же, появляющаяся в ответ на обращение взрослого при взгляде в глаза, называется «социальной».

Появление социальной улыбки свидетельствует о появлении потребности в общении. Содержанием этой потребности на первых порах является внимание и доброжелательное отношение взрослого. Так совершается переход от взаимодействия ребёнка с взрослым к общению с ним.

Говорите с ним чаще

Эмоциональное общение оказывает мощный развивающий эффект. В процессе общения активно происходит предречевое развитие ребёнка. От рождения наделённые избирательной чувствительностью к звукам человеческой речи, младенцы нуждаются в том, чтобы постоянно слышать речь взрослого. Они предпочитают особую речь, так называемый «бэби-ток», с которой обычно взрослые обращаются к маленькому ребёнку. Это нежные высоко интонированные звуки, с отчётливыми акцентами, обязательно с выраженной адресованностью к малышу. Безадресная речь, не включённая в общение (например, магнитофонная запись или речь по радио), не только не способствует предречевому развитию, но и притупляет чувствительность к ней ребёнка. Дети, с которыми родители часто разговаривают, много и разнообразно вокализируют. Малыши, испытывающие дефицит общения в первом полугодии жизни, молчаливы, впоследствии у них надолго задерживается появление настоящей речи.

Пробуждайте его интерес к игрушкам

Уже в первые дни жизни младенец способен воспринимать воздействия разных модальностей, исходящие из внешней среды, как от человека, так и от предметного окружения. Однако предметная среда сама по себе, вне общения с взрослыми, не обеспечивает нормального развития познавательной активности ребёнка. Общение с взрослыми во многом определяет её качественные и количественные особенности. Взрослый человек представляет собой наиболее богатый источник зрительных, слуховых, тактильных, вестибулярных и других впечатлений, поэтому изначально главным объектом познавательной активности ребёнка выступают ухаживающие за ним люди. При благоприятных условиях воспитания, предполагающих организацию развивающей предметной среды, включение предметов в общение ребёнка и взрослого, высокими темпами развивается познавательная активность по отношению к предметам.

Почти одновременно с социальной улыбкой появляются улыбки при восприятии ребёнком радующих предметов. Особенно привлекательны для малыша игрушки с изображением человеческого лица. С самых первых дней нужно позаботиться о том, чтобы пробудить у младенца интерес к предметам. Не беда, что он сначала может и не замечать их, однако в какой-то момент малыш увидит игрушку и начнет её рассматривать.

Посадите в кроватку куклу, повесьте яркую пелёнку с узорами, погремушку, разноцветные ленты, лоскуты. Малыши любят смотреть на источники света: окно, лампу, поэтому в периоды бодрствования не затеняйте комнату. Но если кроху раздражает яркий свет, подберите подходящее освещение.

Полезные упражнения

В периоды бодрствования ребёнку можно предлагать простые упражнения. Возьмите яркий или блестящий предмет (колокольчик, ёлочную игрушку, ложечку, неваляшку и т.п.) и, медленно перемещая его по горизонтали перед глазами младенца, постарайтесь «зацепить» его взгляд. Когда малыш научится следить за предметом, можно попробовать приближать и удалять игрушку – это упражнение способствует развитию зрительной конвергенции. Возможно, что в первое время младенец будет смотреть как бы «сквозь» предмет на взрослого. Тем не менее, старайтесь обратить его внимание на игрушку, поворачивая её разными сторонами, встряхивая, перемещая в разных направлениях, побуждайте словами обратить внимание на предмет («Ах, какая игрушечка! Посмотри, Сашенька, вот как звенит колокольчик! Нравится тебе? Конечно, нравится!»). Радуйтесь игрушке вместе с ребёнком, ловите его взгляд, отвечайте улыбкой на взгляд ребёнка.

Вскоре вы заметите, что на одни предметы ребёнок смотрит долго, а другие у него явно не вызывают интереса. Старайтесь подбирать те, на которые малыш охотно смотрит, меняйте их время от времени. Детишек часто завораживают движущиеся предметы.

К концу первого месяца большинство младенцев уже подолгу могут смотреть на вращающийся модуль или игрушку, подвешенную на резинке.

В этот период жизненное пространство малыша не должно ограничиваться кроваткой и пеленальным столом. В периоды бодрствования выкладывайте его в манеж или на большую тахту, расставляйте вокруг игрушки, привлекайте к ним его внимание. Ребёнка нужно носить на руках, бережно поддерживая головку, по всей комнате, выходить с ним в другие комнаты, на кухню.

Итак, для нормального развития у ребёнка общения и познавательной активности необходимо:

  • Чутко и быстро реагировать на все проявления дискомфорта: менять пелёнки, успокаивать малыша, держа на руках, качать, предлагать соску и пр. Не бойтесь избаловать ребёнка, гораздо важнее дать ему почувствовать, что о нём заботятся, его любят и поддерживают.
  • С самых первых дней следует относиться к ребёнку, как к личности: все, что вы делаете с ребёнком, нужно сопровождать ласковым разговором, комментариями, как будто малыш всё понимает и может вам ответить. Вы можете обращаться к ребёнку, вести с ним «диалог», говоря за себя и за него. Например: «Вот сейчас мы с тобой, Анечка, переоденемся, потом покушаем. Хочешь кушать? Да, да, ты проголодалась!»
  • Устанавливать контакт взглядов. Как только вы заметите, что младенец лежит с открытыми глазами, глядя ещё «невидящим взором», начинайте привлекать его внимание. Пусть малыш не реагирует на обращение, всё равно старайтесь поймать его взгляд и, смещаясь в ту сторону, куда скользит взгляд, попробуйте удержать его на себе. С этой целью можно придвигать или слегка удалять своё лицо, отыскивая наилучшее расстояние для рассматривания его ребёнком. Привлечь внимание малыша помогает обращение по имени, ласковые слова («Мишенька, солнышко, посмотри на меня. Вот я, твоя мамочка» и т.п.). Во время переодевания, купания, кормления также не упускайте момент встретиться взглядом с ребёнком и поговорить с ним.
  • Поощрять улыбки младенца. Если взрослый выделяет улыбку малыша, подкрепляет её собственной и ласковыми словами («Молодец, умница!»), она очень скоро становится адресованной, сопровождается взглядом в глаза и начинает появляться сразу, как только ребёнок сосредоточится на вашем лице, поймает ваш взгляд. Старайтесь вызвать у малыша улыбку, обращаясь тихим нежным голосом, поглаживая тельце или щёчку. Лучше всего это делать, когда ребёнок поел, но ещё не заснул и достаточно активен. Проявляйте деликатность, не беспокойте ребёнка, если он не в настроении или хочет спать, предлагайте ему общение, но не навязывайте.
  • Почаще брать ребёнка на руки, ласкать его. Обычно ребёнку доставляет удовольствие, когда его поглаживают, похлопывают по плечику, перебирают пальчики, совершают движения его ручками и ножками типа пассивной физкультуры.
  • Вводить игрушки в процесс общения. Подберите следующие игрушки и предметы: колокольчики с мелодичным звоном, неваляшки, куклы, мягкие игрушки разных размеров, погремушки, разноцветные ленты, музыкальные модули, лёгкие яркие мячи.

Софья Мещерякова
кандидат психологических наук

Вашему младенцу исполнился месяц. Каким он стал, чему научился?

\";s:4:\"TYPE\";s:4:\"html\";}">


Назад в раздел