Пятый месяц
Психическое развитие
Пятый месяц – это расцвет эмоционального общения ребёнка с окружающими взрослыми. При благоприятных условиях общения малыш активен, жизнерадостен, требователен, доброжелателен к окружающим, проявляет любознательность. К пяти месяцам ребёнок начинает различать «своих» и «чужих» и очень эмоционально реагирует на желание или нежелание общаться. К этому возрасту малыш становится очень привязан к маме, и все близкие люди вызывают у него положительные эмоции.
Речь малыша активно развивается: гуление сменяется «свирелью» – спонтанным продолжительным гулением, в звуковом потоке малыша можно услышать первые цепочки слогов, которые произносятся «каскадом», а также гортанные звуки («кх», «сх», «хы») и звуки, произносимые сомкнутыми губами – «б» «в», «м», «н».Активность речевого развития ребёнка напрямую связана с речевой активностью мамы. Чаще всего новые звуки появляются у малыша в ответ на мамину речь, по подражанию или в момент радостного возбуждения и двигательной активности во время эмоциональной игры. Поиграйте с малышом в звуковую «перекличку»: повторяйте за ним его же звуки и произносите новые, но похожие по звучанию «агу» – «агы», делайте паузу, приглашая малыша к повторению, и снова повторяйте за малышом его звуки. Когда кроха следит за вашими губами во время игры, старайтесь максимально артикулировать звуки, проговаривайте медленно и чётко «ма-ма-ма-ма», даже если малыш не повторяет за вами, эти зрительные упражнения активизируют появление новых звуков. Разговаривая с ребёнком, называйте предметы окружающие вас, и через два-три месяца малыш уже сможет указать вам на названный предмет. Спрашивайте: «Где кроватка?» – «Вот кроватка», и показывайте малышу его кроватку. Также спрашивайте, где мама, где папа, чтобы он знал всех членов семьи по именам и себя тоже. Как можно чаще называйте малыша по имени, чтобы он научился чётко ассоциировать себя со своим именем.
Ребёнок осваивает сферу человеческих взаимоотношений, закладывается и способность к сопереживанию. Радуясь игрушке, он не просто выражает положительные эмоции, но с помощью взгляда адресует их находящейся рядом маме, смотрит то на неё, то на игрушку, стремясь удержать обоих в поле зрения. Ему намного интереснее радоваться вместе. Оказывайте ему эмоциональную поддержку, когда он расстроен, и помните о том, что невозможно избаловать ребёнка ни вниманием, ни лаской, ни заботой и хорошим отношением.
Малыш сосёт палец. Большинство детей раннего возраста сосут пальцы, чаще всего – большой палец, и это нормальное явление. Главным побудительным мотивом сосания пальца является грудное вскармливание. Малыш сосёт палец, пытаясь воспроизвести удовольствие от контакта с грудью матери, во время которого он получает не только питание, но и положительные эмоции – процесс сосания на малыша оказывает успокаивающее действие. Если ребёнок вскармливается грудью, то он реже сосёт палец и ещё реже сохраняет эту привычку после года. К полутора годам у здоровых детей эта привычка полностью исчезает. Если у вашего малыша длительно сохраняется привычка сосать палец или другие предметы – это может быть отражением внутреннего неблагополучия, нервозности малыша или его близких. Задача внимательных, любящих родителей не запрещать, не ругать (да малыш еще не может настолько контролировать свои действия), а постараться создать малышу более спокойную обстановку в доме, больше играть с ним, вместе с малышом выполнять работу по дому, не отстраняться от него и вместе радоваться от совместного времяпровождения.
Игры и игрушки
До сих пор игрушки были подвешены над кроваткой, малыш трогал их ручками, бил по ним, прислушиваясь к дребезжанию и шуму, изучал. Настало время снять подвесную гирлянду в кроватке и положить несколько погремушек прямо на матрасик. Польза ощутимая: теперь необходимо сделать усилие, поработать мышцами, достать интересующую яркую вещицу, которая так притягательно звенит, привлекая внимание. Положите игрушки и справа, и слева. Только имейте в виду: для мягких мишек и заек время пока не наступило! Схватив игрушку, ребёнок потянет её в рот, поэтому сейчас ему больше всего подходят резиновые, силиконовые или пластмассовые материалы. Хорошо, если не все поверхности погремушек будут гладкими. Позаботьтесь приобрести игрушки с ребристыми, угловатыми формами, с шероховатой поверхностью. Малыш пока очень хорошо пользуется своими тактильными ощущениями, и эти ощущения дают ему всё новые и новые представления об окружающем его мире. Меняйте игрушки по мере угасания интереса к ним.
Ребёнку также нужны игрушки, с которыми можно было обращаться, как с живыми существами – куклы, неваляшки, животные, и важно показать малышу, как с ними нужно обращаться. Куклу не надо держать за волосы или вверх ногами, и во время игры разговаривать с ними, как с человеком. В 4–5 месяцев с ребёнком уже можно играть, показывая мини-спектакли, разыгрывая простые действия: кукла может походить туда-сюда по краю кроватки, поприветствовать малыша, или попрыгать, постучать по погремушкам, она может спрятаться и снова появиться. Главное, чтобы малышу нравилось наблюдать за вашей игрой, и нужно прекращать ее, как только почувствуете, что внимание малыша переключилось на что-то другое.
Продолжайте играть в игры забавы, со стишками и песенками:
- положите малыша к себе на колени и, напевая песенку, помашите ручками как крыльями:
Прилетели гули, гули-голубочки.
Сели на головку, на головку дочке
(положите ручки малыша на головку),
Ты, моя дочка, помаши ладошкой:
Кыш, гули, кыш!
(ручками «отгоните» птичек);
- поиграйте в веселую игру «Шла коза рогатая» или в «Прятки» – спрячьте игрушку за платком и снова покажите её, радостно скажите «Ку-ку» – малыш ещё не понимает, что исчезнувшую игрушку можно найти.
Нужен ли манеж? Да, нужен! Малышу необходимо движение. Активное бодрствование лучше всего организовывать именно в манеже. Только для этого возраста, плюс ещё два-три месяца, манеж и нужен! Позже оставлять там ребёнка – всё равно что держать его в тюрьме. Манеж необходим лишь в тот период, когда малыш ещё не умеет самостоятельно передвигаться, ползать, а лишь переворачивается и следит за игрушками. В кроватке для него всё было просто – вот она игрушка, под боком. Манеж «учит» двигаться, достичь цели – искать, находить игрушку, радоваться этому. Выкладывая ребёнка на время бодрствования в манеж, который совсем не похож на кроватку, вы приучаете его к месту для игр. Скоро вы заметите, что малыш воспринимает своё «укладывание» в кровать как сигнал к тому, что теперь пора спать, и не станет отвлекаться на посторонние шумы и игрушки.
Назад в раздел