Синдром дефицита внимания
Врачи, педагоги и другие специалисты по детству ожесточённо спорят по поводу частоты возникновения, происхождения, механизмов развития, методов диагностики и лечения СНИГА (СДВГ). Очень важно найти ответы на эти вопросы, потому что давно доказано – абсолютным результатом «работы» синдрома является ухудшение качества жизни человека: страдают образование, личностная и профессиональная успешность, семейная жизнь, психическое и физическое здоровье.
Вот какую неутешительную картину, изучив огромный объём материалов, представила общественности экспертная комиссия по СДВГ под руководством академика В. Покровского. Сегодня в России живут 1-2 млн. детей с таким диагнозом. Какая же судьба ждёт этих малышей? Весьма непростая, потому что, по законам статистики, из них:
- бросят школу (32-40%);
- не закончат вузы (5-10%);
- имеют мало друзей или совсем их не имеют (50-70%);
- плохо справляются с работой (70-80%);
- будут втянуты в антисоциальную деятельность (40-50%);
- забеременеют в подростковом возрасте (40%);
- заразятся венерическими заболеваниями (16%);
- когда вырастут, будут страдать от депрессий (20-30%) и расстройств личности (18-25%).
Если наличие синдрома у конкретного ребёнка беспристрастно и объективно доказано психоневрологическим обследованием на основе анализа мнения психиатров, неврологов, психологов, нейропсихологов, педиатров, родителей и педагогов, то нужно немедленно начинать лечение.
Всему своё время?
Когда-то считали, что ребёнок «перерастает» эти проблемы. Но сейчас точно установлено: проявления СНИГА остаются в подростковом и взрослом возрасте примерно у каждого пятого-десятого пациента. С годами, как правило, ослабевает или совсем исчезает гиперактивность, затухает познавательная импульсивность (недоведение до конца последовательности запланированных действий, спешка и необдуманность). Но почти невозможно «избавиться» от невнимательности.
Таким взрослым, как и детям, трудно сохранять мыслительное напряжение во время работы, учебного процесса или других занятий. Кроме того, у этих людей доказательно высок риск злоупотребления наркотиками, алкоголем и табаком, значительно увеличена вероятность несчастных случаев, травм, отравлений, ДТП, относительно большая частота профессиональной неуспешности и антисоциальной деятельности.
Причины и следствия
Не так давно считали, что этот синдром не имеет серьёзных биологических подтверждений и рассматривали его исключительно в рамках поведенческих и когнитивных нарушений. Но проведено множество независимых исследований, которые убедительно доказали физиологическую природу СНИГА (СДВГ). Это значит, что у большинства людей с истинным, реальным синдромом выявляются характерные структурные и функциональные изменения головного мозга.
Современные методики – магниторезонансная компьютерная томография, однофотонная эмиссионная компьютерная то- мография, позитронно-эмульсионная томография, мониторинг ЭЭГ и другие – позволяют обнаружить при СНИГА специфические изменения в системах контроля внимания и поведения. Также выявлены нейрохимические нарушения, связанные с обменом допамина, норадреналина и серотонина. К сожалению, на сегодняшний день эти данные ещё нельзя использовать как дополнительные инструментальные методы обследования.
Одним словом, чёткие причины развития синдрома пока не установлены. СНИГА объявлен многофакторной патологией. Основную «вину» в механизмах его формирования возложили на генетику, так называемое полигенное расстройство. Выделено уже более трех десятков единиц наследственности, определяющих и влияющих на развитие и проявление синдрома. Исследования доказали четкую связь некоторых генных комбинаций в развитии СНИГА (СДВГ). Вот как ученые определяют вероятность передачи синдрома невнимательности, импульсивности, гиперактивности в семье.
- однояйцовые близнецы – 80-90%;
- родные братья и сестры – 2535%;
- мать – 20-25%;
- отец – 25-35%.
Конечно, нужно учитывать и другие, приобретённые факторы риска.
- Курение, приём некоторых медикаментов, особенности диеты, воздействие тяжёлых металлов и других токсических агентов, возраст матери и отца
- Хронические болезни матери, осложнения течения беременности, морфофункциональная незрелость, резус-конфликт.
- Сложности в родах, внутриутробная и родовая гипоксия мозга, повышенный билирубин в крови, травмы головы.
- Повторные бактериальные и вирусные инфекции (в частности, стрептококковая), хронические болезни ребёнка (почки, сердце, органы дыхания).
- Психопатологии родителей и злоупотребление алкоголем, особенности воспитания в семье, материально-бытовые условия жизни.
У большинства людей, страдающих СНИГА, выявляются функциональные изменения головного мозга
Стандарты лечения
Российские терапевтические рекомендации: на сегодняшний день стандарты отсутствуют, преимущественно используется неспецифическая биологическая терапия («посимптомное» лечение, совместное использование седативных и ноотропных препаратов).
Американские стандарты терапии: прежде всего, специфическая биологическая терапия (психостимуляторы), ситуационный менеджмент на дому (обучение родителей навыкам поведения) и в школе (подготовка педагогов), домашнее обучение.
Универсальный метод: комплекс специфической биологической терапии и психотерапевтического воздействия (методики модификации поведения, занятия спортом, общение со сверстниками).
В недалёком будущем главным немедикаментозным методом терапии СНИГА может стать биологическая обратная связь (БОС). Речь идёт о механизме трансформации определённых физиологических процессов с помощью специальных устройств-датчиков в соответствующие картины-образы, то есть, по сути дела, «волевое» усиление контроля над своими физиологическими процессами. Это позволяет улучшать внимание, а также свести к минимуму проявления импульсивности и гиперактивности.
Совершенно особый разговор – медикаментозная терапия. Сегодня нас буквально захлестнул поток агрессивной рекламы, которая пугает родителей и убеждает их немедленно воспользоваться услугами фармацевтических гигантов: «Срочно начинай давать таблетки! Иначе будет плохо!». С другой стороны, многочисленные «общественники» и психологи хором говорят о возможных опасностях, связанных с воздействием на психику маленького человека: «Не смей давать таблетки! У твоего ребёнка нет проблем, это особенности характера!». Кого слушать? Как поступить? Это каждый решает сам! Но идеальный вариант – найти квалифицированного специалиста: решение о применении медикаментов может принять только детский психиатр на основании заключений невролога, психолога и нейропсихолога.
Поведенческая терапия
- Родители должны обеспечить положительную обратную связь. Здесь главные инструменты – одобрительная оценка его хорошего поведения и обязательная похвала, если малыш «исправился». Постарайтесь постоянно менять формы поощрения. Используйте эти «пряники» при любой возможности, максимально часто.
- Не забывайте и об отрицательной обратной связи: проявляйте недовольство, огорчение или даже игнорируйте ребёнка, если он плохо себя ведёт. Эпизодически меняйте формулы игнорирования и недовольства, но всегда старайтесь сохранить баланс обратных связей.
- Учите детей социальным навыкам поведения и практике взаимодействия. Планомерно контролируйте его деятельность и оперативно вмешивайтесь, если ребёнок плохо себя ведёт, замечтался или совершил пропуск в последовательности действий («зевнул» букву, слово, ошибся в решении задачи).
- Научитесь прощать (детей, себя, других), сохраняйте чувства юмора, не забывайте о приоритетах и работе на перспективу.
Родителям и педагогам
Вот несколько рекомендаций, которые взрослые могут использовать для успешной учебной работы с ребёнком, который страдает от синдрома невнимательности, импульсивности и гиперактивности.
- Размещайте малыша на первой парте, перед учителем.
- При необходимости измените темп учебного процесса, повторяйте задания несколько раз, предоставьте малышу дополнительное время для их осмысления.
- Используйте правило «одна задача – одно решение» (новое упражнение предлагается только после выполнения предыдущего задания).
- Разбейте объемный материал на несколько частей, уменьшите общее количество упражнений, предварительно планируйте новые темы.
- По возможности используйте продолжительные перемены и «физкультминутки».
- Придумайте вместе с ребёнком специальные знаки – сигналы его утомления, или, наоборот, готовности к работе.
- Максимально используйте аудио-визуальные наглядные пособия.
- Разрешите ребёнку пользоваться наушниками с музыкой.
- Ежедневно проверяйте дневник и домашние задания.
- Регулярные физические упражнения – обязательны.
- В крайнем случае, воспользуйтесь помощью специальной психологической службы для родителей и семьи.
Назад в раздел