Движение – это жизнь
У человеческого эмбриона первые сердечные сокращения появляются на 21-й день развития, когда ещё нет плаценты, а масса тела не достигает и 1 грамма. В дальнейшем формируются сосуды желточного мешка, а затем и плаценты, полностью обеспечивающей зародыш и плод кислородом. Элементы скелетной мускулатуры, начинающие свое развитие за счёт ранней сократительной активности, также принимают участие в поддержании циркуляции крови и тканевых жидкостей.
Ритмическая сократительная активность первичных мышечных волокон наблюдается ещё до того, как начинает складываться нервная система зародыша. В дальнейшем, по мере прорастания двигательных нервных волокон в мышечную ткань и развития двигательных центров спинного мозга, масштабы двигательных действий плода увеличиваются – от локальных до генерализованных сокращений. Таким образом, путём взаимных влияний формируется и увеличивает свои рабочие возможности двигательная функциональная система.
Мышцы у зародыша начинают формироваться достаточно рано – на 3–4-й неделе внутриутробного развития, а в последние 2–3 месяца беременности плод проявляет высокую двигательную активность, которую хорошо ощущает мать, и это один из мощных факторов её подготовки к материнству.
Только что родившийся здоровый младенец активно двигает ручками и ножками, кричит, способен поворачивать голову в стороны. Не случайно характер и уровень двигательной активности ребёнка служит одним из главных критериев при определении его биологической зрелости. По мере развития ребёнка его движения приобретают всё более целенаправленный характер: он тянет руки к матери, к игрушкам, переворачивается на бок и на живот, чтобы лучше рассмотреть окружающие предметы.
Вообще, все поведенческие реакции человека основаны на проявлении двигательной активности. С другой стороны, без движения невозможно нормальное развитие организма, поэтому двигательная активность является одновременно и целью, и средством достижения уровня развития, свойственного взрослому человеку.
Дети, лишённые по тем или иным причинам возможности нормально двигаться в раннем возрасте, значительно медленнее растут, их физиологические системы хуже развиваются, они отстают не только в физическом и моторном, но и в интеллектуальном развитии. В частности, у таких детей часто страдает речевая функция, поскольку она теснейшим образом связана с развитием тех же отделов головного мозга, которые отвечают за мелкую моторику рук. Именно поэтому в дошкольном и младшем школьном возрасте так важно уделять развитию мелкой моторики особое внимание.
Ежедневные физические упражнения – непременное условие нормального роста и развития ребёнка. Недостаток движений, гипокинезия, ставшая одной из наиболее распространённых болезней нашего века, ведёт к тяжёлым последствиям, искажает нормальный ход возрастного развития и препятствует проявлению всех заложенных природой способностей, да к тому же формирует базу для развития множества заболеваний в более позднем возрасте.
Естественная биологическая потребность ребёнка в движении может реализовываться и удовлетворяться в различных формах: в подвижных играх, физических упражнениях и т.д. Здесь решающую роль играют те социальные институты, с которыми сталкивается ребёнок по мере своего взросления – ясли, детский сад, школа, – и, соответственно, те возможности, которые эти институты предоставляют. Но не стоит забывать и о роли семьи в развитии двигательной активности ребёнка. С самого раннего возраста малыша родители должны постоянно наблюдать, насколько подвижен и активен их ребёнок, чтобы вовремя предупредить развитие гипокинезии.
Назад в раздел