Первый месяц

a:2:{s:4:"TEXT";s:378:"Вот он ле­жит пе­ред ва­ми – кро­шеч­ный, бес­по­мощ­ный, и та­кой род­ной. Про­шёл уже ме­сяц, и, ко­неч­но же, ваш ма­лыш из­ме­нил­ся за это вре­мя. Он под­рос на 3 сантиметра, при­ба­вил в ве­се 250–350 граммов, на 1 сантиметр уве­ли­чи­лась окруж­ность его го­ло­вы. Эти циф­ры при­мер­ные, обыч­но чем мень­ше ре­бё­нок при рож­де­нии, тем быстрее он растёт и набирает вес";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

Физическое развитие

Но­во­рож­дён­ный про­из­во­дит бес­по­ря­доч­ные дви­же­ния руч­ка­ми и нож­ка­ми, при­ве­дён­ны­ми к те­лу. В вер­ти­каль­ном по­ло­же­нии не удер­жи­ва­ет го­лов­ку, а в го­ри­зон­таль­ном - ещё не под­ни­ма­ет её. Его нуж­но вы­кла­ды­вать на жи­во­тик не­сколь­ко раз в день, сна­ча­ла - на 1 ми­ну­ту, за­тем - на 2-3 ми­ну­ты. Здо­ро­вый но­во­рож­дён­ный мно­го спит. Всё, что он уме­ет, про­ис­хо­дит бла­го­да­ря без­ус­лов­ным реф­лек­сам, и глав­ный реф­лекс - со­са­ние - осо­бен­но вы­ра­жен пе­ред кор­м­ле­ни­ем. К кон­цу ме­ся­ца пе­ри­о­ды бодр­ст­во­ва­ния мо­гут быть дос­та­точ­но дли­тель­ны­ми, а ма­лыш, лё­жа на жи­во­те, пы­та­ет­ся под­ни­мать и удер­жи­вать го­лов­ку.

Разные виды двигательной активности – ходьбу, бег, прыжки, лазанье, бросание, координацию движений можно развивать с помощью забавных игр.

Пульс малыша очень изменчив (при крике число сердечных сокращений может достигать 160–200 ударов в минуту). Артериальное давление до трёх месяцев составляет в среднем 75/50 мм ртутного столба. Здоровый новорождённый много спит, просыпаясь только на кормление, активно сосет и, насытившись, быстро засыпает. Всё, что он умеет сейчас, происходит благодаря безусловным рефлексам. Главный рефлекс, обеспечивающий жизнь малыша, – сосание. Здоровые дети сосут очень хорошо, а сосательные мышцы, пожалуй, самые сильные в этом возрасте. Особенно сосательный рефлекс выражен перед кормлением. Очень важен для малыша защитный рефлекс. Если положить ребёнка на живот, вам не придётся поворачивать его голову в сторону, чтобы он мог свободно дышать – младенец сделает это самостоятельно. Остальные автоматизмы, существующие у новорождённого, готовят его к развитию произвольных движений. Если вы вложите свои пальцы в ладошки малыша, он крепко обхватит их. У некоторых новорождённых хватательный рефлекс настолько силён, что их можно приподнять над поверхностью пеленального столика. В спокойном состоянии кисти рук сжаты в кулак и лишь к концу месяца ладошки начинают раскрываться. Возьмите ребёнка под мышки и коснитесь его ножками горизонтальной поверхности, малыш «встанет», выпрямив ноги в коленях. Наклоните его вперёд, и малыш сделает несколько шаговых движений. Обычно эти «первые шаги» приносят большую радость родителям. Если ребёнок плохо хватает ручками, не опирается на ножки или при «ходьбе» сильно перекрещивает ноги, посоветуйтесь с невропатологом, всё ли в порядке.

Ещё один безусловный рефлекс, который часто пугает родителей, возникает, если прижать ноги крохи к животу или развести руки в стороны. Он разгибает ручки во всех суставах, раскрывает ладонь, а затем приводит их к туловищу, как бы обхватывая себя. При пеленании, резких звуках малыш широко раскрывает глаза и начинает плакать. В этих случаях родители считают, что он пугается. Если спонтанный рефлекс возникает слишком часто и даже при незначительных раздражителях, это может говорить о чрезмерной возбудимости. В норме этот рефлекс угасает к 3–4 месяцам.

В спокойном состоянии ребёнок лежит с согнутыми ручками и ножками, как бы принимая привычную позу, в которой он находился до рождения. Вы сможете аккуратно разогнуть ручку или ножку при переодевании, обработке кожных складок, не причинив боли малышу. Высокий тонус в сгибательных мышцах конечностей физиологичен для этого возраста. Но слишком сильная «зажатость» говорит о повышенном мышечном тонусе. Уже к 10–14-му дню малыш начинает кратковременно фиксировать взгляд на ярком движущемся предмете, попавшем в поле зрения, вздрагивает при резком звуке и моргает. К 18–22-му дню он может кратковременно смотреть на неподвижный предмет, сосредотачиваться на звуке дверного или телефонного звонка. К месяцу слуховое сосредоточение становится более длительным, ребёнок начинает прислушиваться к более тихим звукам: к шуршащей бумаге, льющейся воде, сигналам машины за окном, тиканью часов. К четвёртой неделе малыш уже может следить взглядом за горизонтально движущимся предметом на расстоянии 20–30 см. А в положении лёжа на животе он уже не просто поворачивает голову в сторону, а пытается её приподнять на несколько секунд и удержать. Если кроха сильно запрокидывает голову и держит её слишком хорошо, это должно вас насторожить.

Большую часть времени малыш спит, лёжа в своей кроватке, и нужно проследить, чтобы его поза не была однообразной. Во избежании кривошеи нельзя допускать, чтобы малыш спал всё время повернув голову в одну и ту же сторону. Когда малыш бодрствует, старайтесь разнообразить его позы – двигая ручками и ножками в различных положениях, он учится чувствовать своё тело и управлять им. Малыш тренирует мышцы лишь в том случае, если его руки и ноги свободны от пелёнок, поэтому лучше одевать его в ползунки и распашонки. 

Психическое развитие

 Из­вес­т­но, что от­сут­ст­вие или де­фи­цит об­ще­ния вы­зы­ва­ют у здо­ро­вых от рож­де­ния де­тей тя­жё­лое на­ру­ше­ние как пси­хи­чес­ко­го, так и фи­зи­чес­ко­го раз­ви­тия, по­это­му взрос­лым нуж­но как мож­но боль­ше об­щать­ся со сво­им ма­лы­шом. Вза­и­мо­дей­ст­вие но­во­рож­дён­но­го с взрос­лы­ми име­ет сво­еоб­раз­ную осо­бен­ность. Мла­де­нец пла­чем сиг­на­ли­зи­ру­ет о сво­ём не­бла­го­по­лучии, не ад­ре­су­ясь к кон­к­рет­но­му че­ло­ве­ку; не ищет его, а кри­чит как бы в прос­тран­ст­во. По­сле устра­не­ния при­чи­ны дис­ком­фор­та ма­лыш успо­ка­и­ва­ет­ся и ни­ка­ких дей­ст­вий, на­прав­лен­ных на про­дол­же­ние об­ще­ния, не со­вер­ша­ет. 

Одна­ко со вто­рой-тре­тьей не­де­ли жиз­ни ре­бё­нок начи­на­ет фик­си­ро­вать взгля­дом ли­цо взрос­ло­го, а за­тем и гла­за. Взгляд в гла­за - пер­вый при­знак за­рож­да­ю­ще­го­ся об­ще­ния. Ведь ад­ре­суя мла­ден­цу лю­бовь, вы­ра­жен­ную в неж­ных сло­вах, осто­рож­ных, мяг­ких дей­ст­ви­ях, чут­кос­ти к сиг­на­лам дис­ком­фор­та, взрос­лый по­гру­жа­ет ма­лы­ша в «по­ток об­ще­ния», при­ви­вая ему вкус к лас­ке, доб­ро­же­ла­тель­но­му от­но­ше­нию. У кро­хи по­яв­ля­ет­ся по­треб­ность в эмо­ци­о­наль­ном об­ще­нии. Уста­нов­ле­но, что ес­ли взрос­лые не раз­го­ва­ри­ва­ют с ре­бён­ком с пер­вых дней жиз­ни, ма­ло уде­ля­ют ему вни­ма­ния, то и по­яв­ле­ние взгля­да в гла­за от­ме­ча­ет­ся го­раз­до поз­д­нее, и сро­ки воз­ник­но­ве­ния об­ще­ния у мла­ден­ца за­дер­жи­ва­ют­ся. 

При пра­виль­ном вос­пи­та­нии но­во­рож­дён­ный к кон­цу пер­во­го ме­ся­ца в от­вет на об­ра­ще­ние взрос­ло­го не толь­ко зам­рёт, гля­дя ему в гла­за, но и улыб­нёт­ся. Та­кая улыб­ка, по­яв­ля­ю­ща­яся в от­вет на об­ра­ще­ние при взгля­де в гла­за, на­зы­ва­ет­ся «со­ци­аль­ной». Это очень важ­ный мо­мент в пси­хи­чес­ком раз­ви­тии ре­бён­ка. 

В про­цес­се эмо­ци­о­наль­но­го об­ще­ния ак­тив­но про­ис­хо­дит и пред­рече­вое раз­ви­тие ре­бён­ка. Мла­ден­цы пред­почи­та­ют осо­бую речь, так на­зы­ва­е­мый «бэ­би-ток», с ко­то­рой обыч­но взрос­лые об­ра­ща­ют­ся к ма­лень­ко­му ре­бён­ку. Это неж­ные вы­со­ко ин­то­ни­ро­ван­ные зву­ки, с отчёт­ли­вы­ми ак­цен­та­ми, обя­за­тель­но с вы­ра­жен­ной ад­ре­со­ван­нос­тью к ма­лы­шу. Без­ад­рес­ная речь, не вклю­чён­ная в об­ще­ние (на­при­мер, маг­ни­то­фон­ная за­пись или речь по ра­дио), не толь­ко не спо­соб­ст­ву­ет пред­рече­во­му раз­ви­тию, но и при­туп­ля­ет чув­ст­ви­тель­ность к ней ре­бён­ка. 

Игры и игрушки 

На эта­пе но­во­рож­дён­нос­ти ма­лы­шу це­ле­со­об­раз­но пред­ла­гать иг­руш­ки и пред­ме­ты для зри­тель­но­го и слу­хо­во­го вос­при­ятия: по­ло­жи­те в кро­ват­ку мяг­кую кук­лу или по­ставь­те не­ва­ляш­ку так, что­бы в мо­мент бодр­ст­во­ва­ния ма­лыш мог ви­деть ли­цо кук­лы; на бор­тик кро­ват­ки по­весь­те яр­кую пе­лён­ку с узо­ра­ми или раз­но­цвет­ные лен­ты, лос­ку­ты, при­кре­пи­те по­гре­муш­ку. 

В пе­ри­о­ды бодр­ст­во­ва­ния ре­бён­ку мож­но пред­ло­жить прос­тые «уп­раж­не­ния».
• Возь­ми­те яр­кий или блес­тя­щий пред­мет (не­ва­ляш­ку, ко­ло­кольчик, ло­жеч­ку) и, мед­лен­но пе­ре­ме­щая его по го­ри­зон­та­ли пе­ред гла­за­ми мла­ден­ца, по­ста­рай­тесь «за­це­пить» его взгляд. 
• Ког­да ма­лыш на­учит­ся сле­дить за пред­ме­том, мож­но по­про­бо­вать при­бли­жать и уда­лять иг­руш­ку - это уп­раж­не­ние спо­соб­ст­ву­ет раз­ви­тию зри­тель­ной кон­вер­ген­ции. К кон­цу пер­во­го ме­ся­ца боль­шин­ст­во мла­ден­цев уже мо­гут со­сре­до­то­чен­но смот­реть на вра­ща­ю­щий­ся мо­дуль или иг­руш­ку, под­ве­шен­ную на ре­зин­ке. 

В этот пе­ри­од жиз­нен­ное прос­тран­ст­во ма­лы­ша не дол­ж­но огра­ни­чи­вать­ся кро­ват­кой и пе­ле­наль­ным сто­лом. Ког­да кро­ха бодр­ст­ву­ет, вы­кла­ды­вай­те его в ма­неж или на боль­шую тах­ту, рас­став­ляй­те во­круг иг­руш­ки, при­вле­кай­те к ним его вни­ма­ние. Но­си­те ма­лы­ша на ру­ках, бе­реж­но под­дер­жи­вая го­лов­ку, по всей ком­на­те, вы­хо­дите с ним в дру­гие ком­на­ты, на кух­ню. 

Питание

Лучшее питание для крохи – грудное молоко. До 4–6 месяцев оно полностью покрывает все потребности ребёнка в питательных веществах, содержит защитные вещества. Новорождённого необходимо приложить к груди сразу после рождения. В дальнейшем кормят каждые 2–2,5–3 часа, продолжительность кормления составляет 20–30 минут. Общее число кормлений – 6–10 раз в сутки без ночного перерыва.

Количество молока ребёнку первой недели жизни можно рассчитать по следующей формуле:

Объём молока за сутки (мл) = 2% от массы тела при рождении (г) х n, где n – число дней жизни ребёнка. Полученную цифру делят на количество кормлений. Разовый объём молока также можно подсчитать, умножив число дней жизни ребёнка на 10.

Далее можно использовать следующий метод: необходимое количество молока для малыша от 10 дней до двух месяцев составляет 1/5 массы тела. То есть, суточный объём для малыша от 10 дней до месяца составляет 500–650 мл, разовый – 70–110 мл; от одного до двух месяцев – суточный 700–800 мл, разовый – 110–140 мл. Однако могут быть и индивидуальные колебания. Некоторые дети едят часто, в небольших количествах, другие, наоборот, редко и помногу. Родители всегда должны ориентироваться на аппетит малыша – не ограничивать кормление, если он не насытился, и не навязывать пищу, если он отказывается от еды. Главное, чтобы ваш ребёнок регулярно прибавлял в весе. Кормить грудным молоком можно до 18 месяцев, постепенно вводя прикорм и сохраняя кормление грудью в ночное и утреннее время.

Бывает так, что мать не может поддерживать лактацию на достаточном для ребёнка уровне или вынуждена выйти на работу. В этих случаях приходится использовать заменители грудного молока. Сочетание грудного вскармливания и заменителей грудного молока или прикорма, которые ребёнок получает из соски, называется смешанным вскармливанием. Питание из бутылочки адаптированными смесями – заменителями грудного молока – называется искусственным вскармливанием.

При переходе на смешанное или искусственное вскармливание необходимо помнить, что, по данным научных исследований, дети, не получающие грудного молока, более подвержены инфекциям, чем дети, находящиеся на грудном вскармливании. Связано это, в частности, с тем, что в их кишечнике содержится меньше бифидобактерий, что повышает риск развития кишечных инфекций.

Поэтому в случае искусственного или смешанного вскармливания для здоровья малыша необходимо, чтобы смесь была по составу максимально приближена к грудному молоку, то есть содержала такие важные для полноценного развития компоненты, как нуклеотиды, пребиотики и незаменимые полиненасыщенные жирные кислоты DHA и ARA.

При этом каждый компонент необходим и ценен по-своему, а их сочетание в правильно подобранном питании обеспечит малышу гармоничное всестороннее развитие и укрепление иммунитета.

Пребиотики-олигосахариды (особые пищевые волокна) – улучшают состав кишечной микрофлоры и способствуют защите от кишечных инфекций.

DHA и ARA (полиненасыщенные жирные кислоты) – важны для развития мозга и зрения малыша.

Нуклеотиды – необходимы для интенсивных процессов общего роста, развития желудочно-кишечного тракта и поддержания иммунной системы.

Важно, чтобы все ингредиенты детской смеси были высококачественными и безопасными. Ответственный подход к выбору детского питания, особенно детской смеси – первоочередная задача для родителей. В первые месяцы жизни очень важен стабильный сырьевой состав смеси, ведь процессы пищеварения и иммунитет ещё несовершенны, а смесь – основной продукт в рационе, и менять его без медицинских показаний не рекомендуется. Нужно позаботиться о том, чтобы малыш на искусственном вскармливании не только получал со смесью все необходимое, так же как и грудничок, но при этом хорошо переносил выбранное вами питание. Ведь правильное вскармливание на первом году жизни закладывает основу гармоничного развития и здоровья в целом.



Назад в раздел