Высокая планка

a:2:{s:4:"TEXT";s:163:"Тревожного и беспокойного малыша психолог увидит сразу: он смотрит на доктора из-под брови, насторожен, ждёт подвоха и не слишком доверяет человеку в белом халате.";s:4:"TYPE";s:4:"html";}
У большинства современных дошколят множество страхов: темноты, одиночества, пауков, детского сада и даже собственного горшка. В результате – нарушения по типу моторных тиков, заикание и навязчивые движения.
Почему это происходит? Возможно, ответ в нас самих: мы всё время торопимся и боимся чего-то не успеть, спешим, требуем. А ведь дети – наши продолжения, они ведут себя так же, как мы, и «воспроизводят» взрослые тревоги и страхи.
Иногда тикозное расстройство бывает у детей, родители которых сами склоны к привычным действиям, например, когда начинают волноваться — теребят волосы, заикаются, моргают. Малыши очень быстро учатся всему, что проявляется в поведении взрослого – и хорошему, и ненужному. Но если это расстройство транзисторное, то, скорее всего, через несколько дней, недель пройдёт.
Однако, как показывает опыт, главная причина возникновения тиков – усиление психоэмоциональной нагрузки. Например, из-за повышения уровня требований – вы отправили ребёнка в группу раннего развития, спортивную секцию, он начал учить иностранные языки. Возможно, что малыш смотрит слишком много мультфильмов, излишне увлечён компьютером или какими-то гаджетами. Ещё один вариант развития тикозных гиперкинезов – семейные неурядицы: развод, выяснения отношений в присутствии ребёнка, ссоры родителей с прародителями. К невротическим проявлениям также можно отнести неудачный опыт отрыва от семьи – посещение детского сада, переезд на другое место жительства, даже поездку на отдых.
Как развиваются эти нарушения? Сначала мама замечает за малышом как бы привычку несколько раз моргать глазками, глядя на экран. Потом всё чаще видит, как при любой нагрузке – физической, интеллектуальной – ребёнок много раз моргает или дёргает плечом, стереотипно отводит голову. К вечеру ситуация усугубляется, то есть, когда он возвращается домой и, казалось, может расслабиться, у него начинаются не поддающиеся контролю гиперкинезы. 
И вот малыш на приёме у специалистов. Врач-невролог назначает препараты для снижения уровня тревоги, напряжения, усталости. А психолог помогает понять, против чего «протестует» организм ребёнка. Может быть, он хочет объединить поссорившихся родителей? Или требует, чтобы они заметили его? Или хочет сказать, что очень устал от разных обучающих программ?
После определения причин невротических реакций, которые стали ответом организма на воздействие окружающей среды, с помощью родителей и психокоррекционной работы эти симптомы достаточно успешно снимаются. Трудности возникают только в том случае, если психологическая помощь нужна самим родителям – им необходим «больной» ребёнок для решения своих собственных проблем.

Тамара Григорьянц
медицинский психолог



Назад в раздел