Суть вещей
Самые главные открытия в этом возрасте ребёнок делает, манипулируя предметами. Малыш словно подстерегает заинтересовавшую его вещь – он захватывает ложку или карандаш вновь и вновь, пока они не окажутся в руке в нужном, «правильном» положении. Недаром этот возраст называют обезьяноподобным. Игры реальными бытовыми предметами формируют исследовательское отношение к миру: «Для чего это нужно? Что можно из этого сделать?» Функция предмета – важное интеллектуальное открытие раннего возраста. В это время детям свойственен предметный педантизм: ложкой можно только есть, а совочком только копать, папины тапочки одевает только папа и их категорически нельзя предлагать другому дяде.
Изучение свойств предметов, способов их функционирования – это становится для ребёнка даже более интересным, чем общение со взрослыми. Взрослые остаются привлекательными в глазах малыша постольку, поскольку могут показать какие-нибудь действия с предметами или волшебным образом «открыть» их скрытые свойства. Общение с родителями и прародителями приобретает деловой характер.
«Внимание! Родители потерявшейся девочки, подойдите к кассе № 1», – нередко слышим мы объявление в супермаркете. Двухлетний ребёнок уже может самостоятельно передвигаться и ориентироваться в пространстве, у него активно совершенствуется интеграция зрения и движений, но точность распознавания, успешность восприятия возможна пока только на близком расстоянии. Малышу, отставшему в магазине от маминой тележки с продуктами, трудно распознать среди множества чужих людей родное лицо. Ребёнок младше трёх лет воспринимает либо целое (то есть блуждает глазами сразу по всем лицам, не замечая деталей), либо часть (то есть конкретное, попавшее в поле зрения лицо), но совершенно не в состоянии сканировать окружающее по принципу «часть/целое».
Дети от года до трёх лет ещё не способны обрабатывать всю информацию, которую они получают из окружающего мира. Вместе с тем они очень любознательны и активны. К полутора годам у них формируются символические образы простых предметов, и дети начинают «размышлять», опираясь на эти символические представления. Это значит, что ребёнок решает разные задачки не только методом проб и ошибок, но и в уме. Например, изучая коробочку с прорезями разной формы, он уже не пытается вложить фигурку в первое попавшееся окошечко, а сопоставляет в уме размер и форму фигуры и окошка. Такая способность проявляется и в повседневном опыте ребёнка. Вот как одна мама описывает гениальное решение своего двухлетнего сына: «Мы с Ваней были на даче, и сынишка решил отправиться за околицу. Он подошел к калитке и попробовал открыть ее. С другой стороны забора полчаса назад Ваня оставил велосипед, который мешал открыть калитку. Посмотрев через щель, Ваня задумался, пошатал калитку и вдруг, как будто испытав озарение, побежал через ворота, отодвинул мешавший велосипед и уверенно потянул калитку на себя. По мере того, как калитка открывалась, глаза малыша округлялись, а плечи расправлялись, – он нашёл решение и был доволен собой».
Продолжительность и объём внимания у малышей ещё очень небольшие. Даже занимаясь любимым делом, дети часто отвлекаются и не могут сосредоточиться на нём более 15–20 минут.
Ограниченность способностей, в том числе мышления, внимания, памяти, на самом деле весьма полезна для психики ребёнка раннего возраста. Ему трудно ориентироваться в пространстве, и потому он держится ближе к взрослым, строит с ними отношения привязанности. Малышу пока не удаётся уловить причинно-следственные связи между явлениями, и это подстёгивает его к формулированию вопросов, развитию речи. Пока интеллект несовершенен, у ребёнка продолжается игровой период, он играет – а это открывает широкие возможности для усвоения норм поведения и развития общения.
Мы часто говорим расшалившимся детям: «Пойди в угол и подумай о своем поведении». Но у них эта фраза не рождает ничего, кроме недоумения. Истину о том, что размышления также реальны, как и окружающий нас мир, ребёнок в этом возрасте еще не постиг. Его мышление сосредоточено в наглядном поле, в пространстве реального восприятия. Он еще не способен понять переносный смысл речи, поэтому метафоричные описания родителями своих состояний («я так злюсь, что готова тебе голову оторвать» или «люблю тебя до смерти») воспринимает буквально.
Мышление малыша очень конкретно, его размышления касаются текущей ситуации «здесь и сейчас». Играя с различными предметами, дети узнают их свойства, начинают понимать некоторые закономерности, например, что чем сильнее ударить мяч, тем выше он подпрыгнет. Любой движущийся предмет воспринимается ими как живой. Поэтому луна может играть с тобой догонялки, а облака - превращаться в мультяшных героев. Физический мир подчиняется желаниям человека так же, как мир социальный. И если можно заставить маму - лаской или слезами - достать с верхней полки желанный предмет, то так же можно попросить что-то заветное у ручейка, луны или ветра.
Основной формой памяти малышей является узнавание. Дети раннего возраста запоминают информацию непосредственно и эмоционально, ориентируясь на впечатления. Лучше всего запоминаются те предметы и их свойства, с которыми ребёнок мог действовать, играть. Большинство людей не помнят себя до трехлетнего возраста. Почему? В раннем возрасте практически отсутствует речевая память. Воспоминания начинают откладываться тогда, когда образы, впечатления и переживания отливаются в слова. Слово становится носителем опыта.
Между тем, малыши способны к некоторым достаточно сложным умственным действиям, например, выбирать «лишний» элемент. Покажите им три картинки, две из которых подходят друг к другу по теме (например, изображения цветов), а одна – отличается (скажем, изображение слона). Если активно поощрять правильный выбор ребёнка, то без всякой инструкции и объяснений он начинает понимать, по какому принципу надо выбирать картинку или предмет. Любопытно, что трехлетние дети иногда решают такую задачу без инструкции хуже, чем двухлетние малыши. Взрослея, ребёнок меньше ориентируется на собственную интеллектуальную интуицию, а ждёт вербальных указаний и объяснений.
Другой хорошо знакомой особенностью детского мышления является любовь к повторениям. Малыши готовы вновь и вновь слушать одну и ту же сказку, играть в полюбившуюся игру, изображать какое-нибудь громкозвучное животное. Такое поведение иногда вызывает сомнения в их интеллектуальной состоятельности («Он что, не запомнил или ничего не понял и каждый раз слушает заново?»), а иногда раздражение или подозрения в том, что дитя начинает издеваться («Как можно слушать это каждый день?»). На самом деле, повторяющиеся тексты, игры, способы общения связаны с некоторой ограниченностью психических возможностей маленьких детей, а именно – с несовершенным торможением возбуждения в коре головного мозга. Если в связи с какой-то информацией отдельные центры мозга получили импульс активности, то затормозятся они не сразу. Но дело не только в торможении. Повторение несет с собой удовольствие – от того, что ты оказываешься способен прогнозировать наступление некоторых событий и наверняка знаешь, где колобок споет свою песенку.
Назад в раздел