Шустрые пальчики

a:2:{s:4:"TEXT";s:156:"Ребёнок сломал руку. После проведённого лечения требуется реабилитация, поскольку одним из серьёзных осложнений может быть нарушение мелкой моторики кисти. ";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}
Рассмотрим примерные физические упражнения для тренировки мелкой моторики на поликлиническом этапе для детей дошкольного возраста после повреждений верхней конечности. 
Предварительно перед началом занятий приготовить листы бумаги формата А4 различного цвета, верёвочку, разного диаметра кольца, бусинки, ёмкость с кинетическим или обычным песком (можно также использовать различные крупы), мяч с шипами, конструктор, кубики мягкие и деревянные, цветной пластилин или массу для лепки, ванночку с водой.

Упражнения с бумагой

1. Исходное положение (и.п.) – сидя за столом, руки на столе, кисти рук на бумаге. Ребёнку дают задание – смять двумя руками лист бумаги как можно сильнее в комочек (если у него не получается, выполнить несколько раз это упражнение вместе с ним, обхватив его руки). Затем расправить лист бумаги, разровнять его. Повторить 4 раза. Акцент на движениях травмированной руки. Следить за осанкой, спина прямая.
2. И.п. – то же. Задание – разгладить лист бумаги ладонью на столе, придерживая его другой рукой, потом поменять руки. Повторить 4 раза. Акцент на движениях травмированной руки.  Следить за осанкой, спина прямая.
3. И.п. – то же. Складывать и разворачивать лист бумаги в разных направлениях. Сначала вдвое, втрое, затем в максимально возможное количество раз. Повторить 2 раза. Акцент на движениях травмированной руки. Следить за осанкой, спина прямая.
4. И.п. – то же. Скатывать, скручивать, разрывать лист бумаги (стараться как можно мельче рвать бумагу). Повторить 2 раза. Акцент на движениях травмированной руки. Следить за осанкой, спина прямая.
5. И.п. – то же. Предварительно плотно завернуть в бумагу маленькие игрушки, ребёнок должен распаковать игрушку. Длительность 2 минуты. Следить за осанкой, спина прямая.

Упражнения с верёвочкой 

1. И.п. – сидя за столом, руки на столе. Травмированная рука выполняет движения. Перематывать верёвочку из клубка в клубок. Длительность выполнения упражнения 1–2 минуты. Следить за осанкой, спина прямая.
2. И.п. – то же. Травмированная рука выполняет движения.  Наматывать верёвочку на карандаш. Длительность выполнения упражнения 1–2 минуты. Следить за осанкой, спина прямая.
3. И.п. – то же. Травмированная рука выполняет движения. Продевать верёвочку в отверстия колечек, бусинок. Длительность выполнения упражнения 1–2 минуты. Следить за осанкой, спина прямая.
4. И.п. – то же. Травмированная рука выполняет движения. Обматывать колечки верёвочкой, продевая её через центр кольца. Длительность выполнения упражнения 1–2 минуты. Следить за осанкой, спина прямая.

Упражнения с песком

1. И.п. – сидя за столом, сгребать двумя руками песок в горку, затем разравнивать её. Длительность выполнения упражнения 1–2 минуты. Следить за осанкой, спина прямая.
2. И.п. – то же. Рыть в песке ямки, дорожки, тоннели. Длительность выполнения упражнения 1–2 минуты. Следить за осанкой, спина прямая.
3. И.п. – то же. На ровной поверхности песка «отпечатывать» свои ладошки. Длительность выполнения упражнения 1–2 минуты. Следить за осанкой, спина прямая.
4. И.п. – то же. Совком пересыпать песок, помешивать его, приглаживать, делать «куличики» с использованием разных форм. Длительность выполнения упражнения 2 минуты. 
5. И.п. – то же. Строить «замки» из песка. Длительность выполнения упражнения 5 минут. 
6. И.п. – то же. На песке  создавать игровые сюжеты с использованием маленьких игрушек, природного материала. Например, взрослый закапывает игрушку какого-нибудь животного в песок, ребёнок должен откопать эту игрушку и пальцами имитировать движения этого животного (пример, как зайка прыгает). Акцент на движениях травмированной руки. Следить за осанкой, спина прямая. Длительность выполнения упражнения 5 минут. 

Упражнения  с мячом

1. И.п. – сидя на полу, катать мяч ребёнку и побуждать ловить его двумя руками. А затем катить обратно взрослому. Когда малыш освоит это упражнение, можно начинать бросать мяч ребёнку, чтобы он поймал его и бросал обратно. Длительность выполнения упражнения 3 минуты. Следить за осанкой, спина прямая. 
2. И.п. – сидя за столом, положить обе руки ребёнка на мяч среднего размера, расправив пальчики, катать мяч по столу вперёд-назад, по кругу в одну и другую стороны, движения производятся сначала двумя руками вместе, затем травмированной  рукой. Длительность выполнения упражнения 2 минуты. Следить за осанкой, спина прямая.
3. И.п. – сидя за столом, здоровая рука лежит на мяче и удерживает его, травмированной рукой ребёнок стучит по мячу. Сначала медленно и легко, затем быстро и сильно. Длительность выполнения упражнения 2 минуты. Следить за осанкой, спина прямая.

Упражнения с кубиками и конструктором

1. И.п. – сидя за столом, движения с кубиками: перекладывать, переворачивать, устанавливать один на другой, снимать по одному с башни, выкладывать орнаменты, различные фигуры. Длительность выполнения упражнения 5 минут. Следить за осанкой, спина прямая.
2. И.п. – то же, конструирование: домик, забор, башня, лабиринт, геометрические фигуры. Длительность выполнения упражнения 5 минут. Следить за осанкой, спина прямая.

Упражнения  с пластилином, массой для лепки

1. И.п. – сидя за столом. Скатывать двумя руками большой шар – на весу и на столе. Длительность выполнения упражнения 3 минуты. Следить за осанкой, спина прямая.
2. И.п. – то же. Раскатывать двумя руками «колбаску» – на весу и на столе. Длительность выполнения упражнения 3 минуты. Следить за осанкой, спина прямая.
3. И.п. – то же. Отщипывать от «колбаски» кусочки травмированной рукой и скатывать из них мелкие шарики. Длительность выполнения упражнения 3 минуты. Следить за осанкой, спина прямая.
4. И.п. – то же. Раскатывать из шариков лепёшечки скалкой. Длительность выполнения упражнения 2 минуты. Следить за осанкой, спина прямая.
5. И.п. – то же. Лепить из лепёшечек «куличики», «вареники», «пирожки», животных, цветы, деревья. Длительность выполнения упражнения 2 минуты. Следить за осанкой, спина прямая.

Упражнения в воде 

1. И.п. – сидя за столом, травмированная рука в ванночке для рук. Ребёнок опускает кисть руки в ванночку с водой, заполненную  мелкими предметами, и перемешивает содержимое. Затем переносит кисть в ванночку с водой с другой фактурой наполнителя. После нескольких проб ребёнок с закрытыми глазами опускает руку в предложенную ванночку и старается отгадать её содержимое, не ощупывая пальцами отдельные элементы, а просто выполняя захват предмета. Температура воды 36–38 градусов. Погружение руки до уровня средней трети предплечья. Длительность выполнения упражнения 2 минуты.
2. И.п. – то же. Ребёнок закрывает глава, инструктор рисует своим пальцем фигуры, цифры или буквы, ребенок распознает «написанное»  на руке. Ладонь прикасается к дну ванночки. Длительность выполнения упражнения 2 минуты. Следить за осанкой, спина прямая.
3. И.п. – то же. В ванночку кладут различные цифры и буквы, фигурки. Ребёнок ощупывает предложенные предметы, а затем их зарисовывает. Для рисования необходимо использовать разные предметы: карандаш, фломастеры разного диаметра и кисти различной толщины. Зарисовывать предметы можно также пальцами, окунув их в краску. Длительность выполнения упражнения 2 минуты. Следить за осанкой, спина прямая.
4. И.п. – то же. Инструктор, садясь напротив ребёнка, делает пальцами своей руки какую-либо «фигуру» (какие-то пальцы согнуты, какие-то выпрямлены – любая комбинация). Малыш должен точно в такое же положение привести пальцы своей руки – повторить «фигуру». Задание усложняется тем, что необходимо зеркально отразить (взрослый сидит напротив). Если данное задание вызывает у ребёнка сложности, то сначала можно потренироваться, проводя упражнение, сидя рядом (а не напротив). Так ему будет легче копировать положение пальцев руки. Длительность выполнения упражнения 2 минуты. Следить за осанкой, спина прямая.
5. И.п. – то же, ладонь травмированной руки повёрнута  вперед. Большой палец противопоставлен остальным. Одновременно выполнить по два шлепка каждым пальцем по большому пальцу, начиная от второго к пятому и обратно. В процессе выполнения упражнения количество касаний пальцем можно увеличить. Длительность выполнения упражнения 2 минуты. Следить за осанкой, спина прямая.
6. И.п. – то же. В ванночке находится мяч с «шипами», кисть ладонной поверхностью лежит на мяче. Ребёнок выполняет движения вперёд-назад, вправо-влево, по кругу. Имитация сгибания-разгибания, отведения-приведения, кругового движения. Движение сопровождается речью:
У сосны, у пихты, ёлки
Очень колкие иголки.
Но ещё сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник.

Длительность выполнения упражнения 2 минуты. Следить за осанкой, спина прямая.
Другие варианты упражнений, направленных на тренировку мелкой моторики кисти при травме верхней конечности у детей дошкольного возраста, будут представлены в следующей статье. 

Ирина Бакай
кандидат педагогических наук



Назад в раздел