Шустрые пальчики
a:2:{s:4:"TEXT";s:156:"Ребёнок сломал руку. После проведённого лечения требуется реабилитация, поскольку одним из серьёзных осложнений может быть нарушение мелкой моторики кисти. ";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}
Предварительно перед началом занятий приготовить листы бумаги формата А4 различного цвета, верёвочку, разного диаметра кольца, бусинки, ёмкость с кинетическим или обычным песком (можно также использовать различные крупы), мяч с шипами, конструктор, кубики мягкие и деревянные, цветной пластилин или массу для лепки, ванночку с водой.
Упражнения с бумагой
1. Исходное положение (и.п.) – сидя за столом, руки на столе, кисти рук на бумаге. Ребёнку дают задание – смять двумя руками лист бумаги как можно сильнее в комочек (если у него не получается, выполнить несколько раз это упражнение вместе с ним, обхватив его руки). Затем расправить лист бумаги, разровнять его. Повторить 4 раза. Акцент на движениях травмированной руки. Следить за осанкой, спина прямая.2. И.п. – то же. Задание – разгладить лист бумаги ладонью на столе, придерживая его другой рукой, потом поменять руки. Повторить 4 раза. Акцент на движениях травмированной руки. Следить за осанкой, спина прямая.
3. И.п. – то же. Складывать и разворачивать лист бумаги в разных направлениях. Сначала вдвое, втрое, затем в максимально возможное количество раз. Повторить 2 раза. Акцент на движениях травмированной руки. Следить за осанкой, спина прямая.
4. И.п. – то же. Скатывать, скручивать, разрывать лист бумаги (стараться как можно мельче рвать бумагу). Повторить 2 раза. Акцент на движениях травмированной руки. Следить за осанкой, спина прямая.
5. И.п. – то же. Предварительно плотно завернуть в бумагу маленькие игрушки, ребёнок должен распаковать игрушку. Длительность 2 минуты. Следить за осанкой, спина прямая.
Упражнения с верёвочкой
1. И.п. – сидя за столом, руки на столе. Травмированная рука выполняет движения. Перематывать верёвочку из клубка в клубок. Длительность выполнения упражнения 1–2 минуты. Следить за осанкой, спина прямая.2. И.п. – то же. Травмированная рука выполняет движения. Наматывать верёвочку на карандаш. Длительность выполнения упражнения 1–2 минуты. Следить за осанкой, спина прямая.
3. И.п. – то же. Травмированная рука выполняет движения. Продевать верёвочку в отверстия колечек, бусинок. Длительность выполнения упражнения 1–2 минуты. Следить за осанкой, спина прямая.
4. И.п. – то же. Травмированная рука выполняет движения. Обматывать колечки верёвочкой, продевая её через центр кольца. Длительность выполнения упражнения 1–2 минуты. Следить за осанкой, спина прямая.
Упражнения с песком
1. И.п. – сидя за столом, сгребать двумя руками песок в горку, затем разравнивать её. Длительность выполнения упражнения 1–2 минуты. Следить за осанкой, спина прямая.2. И.п. – то же. Рыть в песке ямки, дорожки, тоннели. Длительность выполнения упражнения 1–2 минуты. Следить за осанкой, спина прямая.
3. И.п. – то же. На ровной поверхности песка «отпечатывать» свои ладошки. Длительность выполнения упражнения 1–2 минуты. Следить за осанкой, спина прямая.
4. И.п. – то же. Совком пересыпать песок, помешивать его, приглаживать, делать «куличики» с использованием разных форм. Длительность выполнения упражнения 2 минуты.
5. И.п. – то же. Строить «замки» из песка. Длительность выполнения упражнения 5 минут.
6. И.п. – то же. На песке создавать игровые сюжеты с использованием маленьких игрушек, природного материала. Например, взрослый закапывает игрушку какого-нибудь животного в песок, ребёнок должен откопать эту игрушку и пальцами имитировать движения этого животного (пример, как зайка прыгает). Акцент на движениях травмированной руки. Следить за осанкой, спина прямая. Длительность выполнения упражнения 5 минут.
Упражнения с мячом
1. И.п. – сидя на полу, катать мяч ребёнку и побуждать ловить его двумя руками. А затем катить обратно взрослому. Когда малыш освоит это упражнение, можно начинать бросать мяч ребёнку, чтобы он поймал его и бросал обратно. Длительность выполнения упражнения 3 минуты. Следить за осанкой, спина прямая.2. И.п. – сидя за столом, положить обе руки ребёнка на мяч среднего размера, расправив пальчики, катать мяч по столу вперёд-назад, по кругу в одну и другую стороны, движения производятся сначала двумя руками вместе, затем травмированной рукой. Длительность выполнения упражнения 2 минуты. Следить за осанкой, спина прямая.
3. И.п. – сидя за столом, здоровая рука лежит на мяче и удерживает его, травмированной рукой ребёнок стучит по мячу. Сначала медленно и легко, затем быстро и сильно. Длительность выполнения упражнения 2 минуты. Следить за осанкой, спина прямая.
Упражнения с кубиками и конструктором
1. И.п. – сидя за столом, движения с кубиками: перекладывать, переворачивать, устанавливать один на другой, снимать по одному с башни, выкладывать орнаменты, различные фигуры. Длительность выполнения упражнения 5 минут. Следить за осанкой, спина прямая.2. И.п. – то же, конструирование: домик, забор, башня, лабиринт, геометрические фигуры. Длительность выполнения упражнения 5 минут. Следить за осанкой, спина прямая.
Упражнения с пластилином, массой для лепки
1. И.п. – сидя за столом. Скатывать двумя руками большой шар – на весу и на столе. Длительность выполнения упражнения 3 минуты. Следить за осанкой, спина прямая.2. И.п. – то же. Раскатывать двумя руками «колбаску» – на весу и на столе. Длительность выполнения упражнения 3 минуты. Следить за осанкой, спина прямая.
3. И.п. – то же. Отщипывать от «колбаски» кусочки травмированной рукой и скатывать из них мелкие шарики. Длительность выполнения упражнения 3 минуты. Следить за осанкой, спина прямая.
4. И.п. – то же. Раскатывать из шариков лепёшечки скалкой. Длительность выполнения упражнения 2 минуты. Следить за осанкой, спина прямая.
5. И.п. – то же. Лепить из лепёшечек «куличики», «вареники», «пирожки», животных, цветы, деревья. Длительность выполнения упражнения 2 минуты. Следить за осанкой, спина прямая.
Упражнения в воде
1. И.п. – сидя за столом, травмированная рука в ванночке для рук. Ребёнок опускает кисть руки в ванночку с водой, заполненную мелкими предметами, и перемешивает содержимое. Затем переносит кисть в ванночку с водой с другой фактурой наполнителя. После нескольких проб ребёнок с закрытыми глазами опускает руку в предложенную ванночку и старается отгадать её содержимое, не ощупывая пальцами отдельные элементы, а просто выполняя захват предмета. Температура воды 36–38 градусов. Погружение руки до уровня средней трети предплечья. Длительность выполнения упражнения 2 минуты.2. И.п. – то же. Ребёнок закрывает глава, инструктор рисует своим пальцем фигуры, цифры или буквы, ребенок распознает «написанное» на руке. Ладонь прикасается к дну ванночки. Длительность выполнения упражнения 2 минуты. Следить за осанкой, спина прямая.
3. И.п. – то же. В ванночку кладут различные цифры и буквы, фигурки. Ребёнок ощупывает предложенные предметы, а затем их зарисовывает. Для рисования необходимо использовать разные предметы: карандаш, фломастеры разного диаметра и кисти различной толщины. Зарисовывать предметы можно также пальцами, окунув их в краску. Длительность выполнения упражнения 2 минуты. Следить за осанкой, спина прямая.
4. И.п. – то же. Инструктор, садясь напротив ребёнка, делает пальцами своей руки какую-либо «фигуру» (какие-то пальцы согнуты, какие-то выпрямлены – любая комбинация). Малыш должен точно в такое же положение привести пальцы своей руки – повторить «фигуру». Задание усложняется тем, что необходимо зеркально отразить (взрослый сидит напротив). Если данное задание вызывает у ребёнка сложности, то сначала можно потренироваться, проводя упражнение, сидя рядом (а не напротив). Так ему будет легче копировать положение пальцев руки. Длительность выполнения упражнения 2 минуты. Следить за осанкой, спина прямая.
5. И.п. – то же, ладонь травмированной руки повёрнута вперед. Большой палец противопоставлен остальным. Одновременно выполнить по два шлепка каждым пальцем по большому пальцу, начиная от второго к пятому и обратно. В процессе выполнения упражнения количество касаний пальцем можно увеличить. Длительность выполнения упражнения 2 минуты. Следить за осанкой, спина прямая.
6. И.п. – то же. В ванночке находится мяч с «шипами», кисть ладонной поверхностью лежит на мяче. Ребёнок выполняет движения вперёд-назад, вправо-влево, по кругу. Имитация сгибания-разгибания, отведения-приведения, кругового движения. Движение сопровождается речью:
У сосны, у пихты, ёлки
Очень колкие иголки.
Но ещё сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник.
Длительность выполнения упражнения 2 минуты. Следить за осанкой, спина прямая.
Другие варианты упражнений, направленных на тренировку мелкой моторики кисти при травме верхней конечности у детей дошкольного возраста, будут представлены в следующей статье.
Назад в раздел