В стиле зебры

a:2:{s:4:"TEXT";s:347:"То смех, то слёзы, то каприз – как часто в течение дня меняются эмоции наших детей. «Полосатое настроение, – скажете вы, – с кем не бывает?!» Но если при этом ребёнок возбудим, импульсивен, его преследуют страхи, он конфликтен в общении со сверстниками и взрослыми, то налицо не мимолётная хандра, а сложности в психоэмоциональном развитии.";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

По данным Российской Академии медицинских наук, физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей, количество здоровых дошкольников составляет всего 10%. Подавляющее большинство детей имеют отклонения в физическом и психическом здоровье, что чаще всего чревато эмоциональной неустойчивостью. Такие дети испытывают немалые трудности в организации и регуляции своего поведения, в усвоении образовательных программ. По данным Института возрастной физиологии РАО, примерно 20% дошкольников эмоционально неустойчивы, а к концу 1-го класса их доля увеличивается до 60–70%.

Что же противопоставить этой печальной статистике? Занятия физкультурой. Ведь физиологи уже давно заметили взаимосвязь между мышечной деятельностью и состоянием психики человека, его мыслями и чувствами. При выполнении физических упражнений увеличивается снабжение тканей кислородом, в результате чего улучшается обмен веществ между мышечными клетками и капиллярами. В организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение, повышают умственную и физическую работоспособность.

Чтобы снять эмоциональное напряжение, раздражение, волнение у ребёнка, добиться глубокого мышечного и психического расслабления, рекомендуются дыхательные упражнения, массаж любых типов (точечный, игровой, общий, местный самомассаж), элементы восточной гимнастики. Не забывайте о подвижных играх. Помимо оздоравливающего эффекта они вызывают положительные эмоции, поддерживают организм в тонусе.

Самомассаж

«Маленькие волшебники»
(автор Ж.Л. Козина)

1. Лежа на спине «месим тесто». Имитируя движения тестомеса, ребёнок поглаживает живот по часовой стрелке, похлопывает ребром ладони, кулачком, снова поглаживает, пощипывает. Мнёт пальчиками левый бок, словно палочкой проверяет готовность теста.
2. Сидя «по-турецки» поглаживаем область грудной клетки со словами: «Я милый, чудесный, прекрасный». Затем совершаем вращательные движения пальчиками по середине груди по часовой и против часовой стрелки со звуком «ж-ж-ж» – «заводим машину». «Машина завелась» — нажимаем пальцем на область сердца со звуком «пи-и-и».
3. Сидя «по-турецки» поглаживаем шею от грудного отдела к подбородку. Развернув плечи, гордо поднимаем голову на вытянутой шее, воображая себя лебедем или жирафом.
4. Сидя «по-турецки» поглаживаем ушные раковины по краям, затем по бороздкам внутри раковин, за ушами. Ласково оттягиваем ушки вверх, вниз, в стороны (по 5—6 раз). Нажимаем на мочки ушей («вешаем на них красивые серёжки»). Пальцами внутри раковины делаем 7—8 вращательных движений по часовой и против часовой стрелки.
5. Сильным нажатием пальчиков имитируем мытьё головы. Пальцами, как граблями, ведём от затылка, висков, лба к середине головы, словно сгребаем сено в стог. Играем в «догонялки» – сильно ударяя подушечками пальцев, «бегаем» по поверхности головы.
6. «Лепим красивое лицо». Поглаживаем лоб, щёки, крылья носа от центра к вискам, мягко постукиваем по коже. Надавливаем пальцами на переносицу, середину бровей. С усилием надавливая, «рисуем» красивые брови, затем щипками «лепим» густые брови от переносицы к вискам. Надавливая на крылья носа, ведём пальчики от переносицы к носовым пазухам, подёргиваем себя за нос и представляем, какой красивый нос для Буратино у нас получился.
7. Совершаем наклоны, повороты, круговые движения головы в разные стороны, представляем себя Буратино. Длинным любопытным носом «рисуем» солнышко, морковку, дерево.
8. «Лепим руки, ноги» – поглаживаем, растираем, разминаем, пощипываем их, поочерёдно напрягаем и расслабляем мышцы.

Светлана Гамова
кандидат педагогических наук

То смех, то слёзы, то каприз – как часто в течение дня меняются эмоции наших детей. «Полосатое настроение, – скажете вы, – с кем не бывает?!» Но если при этом ребёнок возбудим, импульсивен, его преследуют страхи, он конфликтен в общении со сверстниками и взрослыми, то налицо не мимолётная хандра, а сложности в психоэмоциональном развитии.

\";s:4:\"TYPE\";s:4:\"html\";}">


Назад в раздел