Спорт для здоровья

a:2:{s:4:"TEXT";s:346:"Все родители очень хотят, чтобы их дети были здоровыми и сильными. Но не торопитесь отдавать ребёнка в первую попавшуюся секцию – это ответственный и непростой выбор, который будет иметь серьёзные последствия для малыша. Перед принятием такого решения нужно внимательно изучить его физические данные и обязательно посоветоваться со специалистами.";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

Один из главных параметров, который влияет на выбор вида спорта для маленького человека, – тип его телосложения. Учёные разработали множество разных классификаций такого рода, но мы с вами остановимся на одной, которую физиологи и врачи, как правило, используют для детей. Это классификация В. Штефко и А. Островского, предложенная еще в 1929 г. По телосложению дети делятся на четыре типа: астеноидный, торакальный, мышечный и дигестивный.

  • астеноидный – тонкий скелет, высокий рост, длинные нижние конечности, узкая и длинная грудная клетка, слабая мускулатура, острый эпигастральный угол, то есть угол схождения рёбер к грудине;
  • торакальный – развитая грудная клетка, большая жизненная емкость лёгких, эпигастральный угол прямой, небольшой живот;
  • мышечный – хорошо контурированные мышцы, гармонично развитое туловище, широкие и высокие плечи, грудная клетка средней длины, эпигастральный угол близок к 90°;
  • дигестивный – короткая и широкая грудная клетка, развитый живот, тупой эпигастральный угол и выраженные жировые складки.

Используя эти простые характеристики, вы сможете по внешним признакам определить тип телосложения вашего малыша (легче это сделать после 6—7 лет, когда конституциональная принадлежность проявляется ярче).

Если ваш ребёнок относится к астеноидному или торакальному типу телосложения (их часто объединяют в астено-торакальный), то он будет с большим удовольствием заниматься физическими упражнениями на выносливость (циклические виды). Как правило, любимые виды спорта таких детей – лыжные гонки, велоспорт, плавание, гребля, бег на длинные дистанции.

Детям мышечного типа одинаково легко даются почти все виды физических упражнений. Обладая отличной взрывной силой, особенно хорошо эти малыши осваивают естественные движения скоростно-силового характера. В лёгкой атлетике это спринтеры, прыгуны и метатели. Они прекрасные гимнасты всех направлений, игровики любых видов и представители самых разных единоборств. Вместе с тем, если у «мышечника» что-то не получается сразу, он может очень быстро потерять интерес к занятиям.

Дети дигестивного типа склонны к занятиям с проявлением силы. Это атлетизм, гиревой спорт, тяжёлая атлетика и единоборства (армрестлинг, различные виды борьбы). Девочки дигестивного типа, так же как и мальчики, с удовольствием посещают тренажёрные залы, но чаще не для достижения спортивных результатов, а чтобы укрепить своё здоровье. Иногда они выбирают занятия гимнастикой, но предпочитают индивидуальные тренировки. Представительницы других типов телосложения проявляют больший интерес к ритмической гимнастике и её разновидностям, аэробике и шейпингу, где занятия проводятся в группах.

Победа над самим собой

На школьников таких «крайних» типов телосложения, как астеноидный и дигестивный, родители и педагоги должны обратить особое внимание. Для них необходимы специальные нормативы, таких детей нельзя оценивать по стандартным таблицам. Эти малыши особенно ранимы и очень нуждаются в похвале и поддержке. Именно потому, что они не так одарены физически, как «мышечники», им особенно важно своевременно найти «свой» вид спорта. Под влиянием регулярных физических упражнений дети астениодного типа приближаются к торакальному, а дигестивный тип переходит в дигестивно-мышечный, что, вне всяких сомнений, положительно влияет на состояние здоровья ребят, их успехи и в спорте, и в жизни. В школе, где я преподавала, в десятом классе учились двое юношей, высоченных «дигестивников», имевших массу тела за 100 кг. Они замечательно играли в баскетбол и были лучшими защитниками в сборной нашей школы, любимцами публики.

К сожалению, потенциальные физические возможности представителей разных типов телосложения реализуются далеко не всегда. Так, среди взрослых «мышечников» есть и такие, кто не умеет плавать, а ведь чаще всего боятся заходить в воду «астеноиды». Представители торакального типа, имеющие хорошо развитые лёгкие, и дигестивного, у которых много жира, увеличивающего плавучесть, как правило, очень любят купаться. «Мышечники» тоже должны неплохо двигаться в воде, однако, лидируя во всех спортивных дисциплинах, при решении этой задачи могут быть не столь усердны, как другие. Но если дети мышечного типа телосложения хотят и готовы учиться плаванию, то именно из них вырастают настоящие чемпионы. Как правило, они специализируются в таких стилях, как баттерфляй, брасс и комплексное плавание. В спринте и эстафетах им равных просто нет!

Взрослые должны понимать: для того чтобы дети астеноидного и дигестивного телосложения улучшали свои двигательные и функциональные возможности, им приходится затрачивать гораздо больше усилий, чем «мышечникам». Увлечь их занятиями физической культурой и спортом не просто – нужны не только терпение, но и индивидуальный подход родителей и тренера. Важно, особенно на начальном этапе, предложить этим малышам такие виды упражнений, которые им больше подходят.

Не следует «ломать» ребёнка, заставляя развивать «отстающие» двигательные качества. Пусть занимается тем спортом, который нравится, в группе детей одного с ним физического склада. Так ему будет значительно легче привыкнуть к новым нагрузкам.

Малыш астеноидного типа, который несколько лет занимается плаванием, лыжами или другими циклическими видами спорта, гармонично развивающими человека, уже не будет выделяться худобой, обретёт хороший мышечный корсет и уверенность в себе. Это поможет ему «освоить» и те виды физических упражнений, где требуются мощь и быстрота. «Дигестивник», поначалу увлекающийся своими любимыми силовыми «подвигами», со временем также «накачивает» мускулатуру, сбрасывает избыточный вес и начинает с успехом выполнять упражнения на выносливость.

Выбираем тренера

И всё же, даже следуя нашим советам, выбрать вид спорта для ребёнка не так просто, потому что нужно найти не только подходящую секцию, но, прежде всего, педагога, который станет вашим помощником в воспитании малыша.

Для начала определите, что для вас важнее – высокие спортивные результаты или отличное здоровье, развитие личности и характера вашего сына или дочери. Постарайтесь узнать, какие цели ставит будущий тренер перед своими воспитанниками, совпадают ли они с вашими, как он относится к детям, а они – к нему. На первых шагах приобщения к спорту нужен заботливый, внимательный и понимающий педагог-психолог, который станет для подопечных авторитетным наставником и другом, хорошо знающим не только определённый вид спорта, но и возрастные особенности малышей. Поинтересуйтесь, имеет ли он специальное (физкультурное) и педагогическое образование, каких спортивных успехов добился. Бывает и так, что тренер, не имея профильного диплома, любит работать с детьми и отлично справляется со своими обязанностями. Но это, скорее, исключение из правил. Однако и наличие соответствующего образования, как известно, не всегда говорит о высокой компетенции и культуре человека.

Пожалуй, главным критерием выбора наставника может стать его отношение к вашему ребёнку после того, как он перенесёт какое-то заболевание (дети болеют, это неизбежно). Если педагог выдерживает отведённое врачами время на восстановление, повышает физическую нагрузку постепенно, не допускает ещё не набравшегося сил ребёнка к соревнованиям, значит, вам повезло – он попал в надёжные руки. А вот если тренер не заметил отсутствия воспитанника, «забыл» о перенесённой им болезни или, что еще хуже, заставляет участвовать в состязаниях, с таким «наставником» лучше расстаться. И, конечно, большую опасность для маленького человека представляет выпивающий, курящий или грубый тренер – ведь он может стать образцом для подражания. Поэтому, если вас и вашего малыша что-то не устраивает, без сожаления переходите в другую секцию.

Впрочем, злоупотреблять не нужно: если ваш сын или дочь постоянно меняют секции или тренера, необходимо помочь им найти своё место под спортивным солнцем. Помогите им побольше узнать о разных видах спорта, походите вместе на тренировки, посмотрите спортивные состязания по телевизору, в спортивных залах, на кортах и стадионах. И, конечно, выясните физические возможности и спортивные предпочтения ребёнка. Конечно, всё это легко сделать в семье, где родители ведут активный образ жизни: берут детей в туристические походы, зимой катаются на лыжах и коньках, посещают каток и плавательный бассейн, «болеют» за любимую команду и сами не прочь поиграть в пляжный волейбол, настольный теннис, бадминтон. Везёт же тем детям, у которых спортивные родители! Но везёт, к сожалению, не всем...

Елена Лапицкая
доцент Института возрастной физиологии РАО
кандидат педагогических наук



Назад в раздел