Ловкие пальчики

Среди двигательных функций особая роль принадлежит движениям руки и пальцев рук. Физиологи советуют начинать тренировку тонких движений пальцев рук очень рано – с 3–4 месяцев. Вначале – это массаж кистей рук и пассивные сгибания и разгибания пальцев. С 7–8 месяцев вполне возможна и активная тренировка, ребёнка можно обучать перебирать сначала крупные, затем всё более мелкие яркие предметы. В конце первого – начале второго года жизни можно нанизывать кольца, складывать пирамидки и т.п. Специальные упражнения по развитию пальцев рук нужно продолжать в течение всего дошкольного, да и младшего школьного возраста.

Движения руки и пальцев постепенно совершенствуются, становятся более точными, чёткими. Дошкольник осваивает большое количество так называемых инструментальных движений – учится есть вилкой и ножом, работать ножницами, расчёсываться, мыть себя губкой (мочалкой), застёгивать и расстёгивать пуговицы, а главное – учится выполнять графические движения.

Педагогу и воспитателю важно знать последовательность этапов развития движений в среднем и старшем дошкольном возрасте.

В 6 лет дети хорошо копируют простейшие геометрические фигуры, с соблюдением размеров, пропорций. Штрихи становятся более чёткими и ровными, овалы – завершёнными. Фактически в этом возрасте детям доступны любые графические движения, любые штрихи и линии. Регулярные занятия детей рисованием совершенствуют графические движения, тренируют зрительную память и пространственное восприятие, создают основу для успешного обучения письму. «Опыты» письма шестилетних детей, даже тех, с кем специально не занимаются, показывают, что дети пишут многие буквы зеркально, не соблюдая размерность и соотношение штрихов. В этом возрасте попытки писать письменными буквами часто закрепляют неправильную конфигурацию, неверную траекторию движений.

Важно отметить, что начиная с 3–4 лет появляется возможность целенаправленного формирования движений в процессе обучения ребёнка, а роль слова в процессе двигательного обучения повышается. Для того чтобы малыш правильно усвоил способ движения, недостаточно подражания или показа, необходима специальная организация деятельности ребёнка под руководством взрослого. При этом сочетание словесной инструкции и наглядного показа даёт наиболее эффективный результат. От 4 к 7 годам снижается число упражнений, необходимых для формирования нового двигательного действия.

В 6–7 лет начинается освоение одного из самых сложных двигательных навыков – письма. Трудность формирования этого навыка связана не только со сложностью самого двигательного действия, но и с несформированностью мелких мышц кисти и пальцев, незавершённостью окостенения костей запястья и фаланг пальцев, несовершенством нервно-мышечной регуляции. Всё это объясняет низкую эффективность и сложность обучения курсивному письму детей до школы.

Нарушение двигательного развития ребёнка в раннем детстве может стать основой трудностей формирования новых двигательных действий, ограничения двигательной активности, снижения выносливости к двигательным и статическим нагрузкам, что, в свою очередь, может привести к школьным проблемам.

Что может ребёнок в 6–7 лет?

Дошкольники старшего возраста:

  • уверенно владеют элементами техники всех бытовых движений;
  • способны к самостоятельным, точным, ловким движениям, производимым под музыку;
  • осваивают и правильно выполняют сложно-координированные действия при ходьбе на лыжах, катании на коньках, велосипеде и т.п.;
  • способны выполнять сложно-координированные гимнастические уп­раж­нения;
  • осуществляют координированные движения пальцев, кисти, руки при выполнении бытовых действий, при работе с конструктором, мозаикой, при вязании;
  • выполняют простые графические движения (вертикальные, горизонтальные линии, овалы, круги и т.п.);
  • способны овладеть игрой на различных музыкальных инструментах.

Высокий уровень развития тонко-координированных движений и зрительно-моторных координаций – важнейший компонент школьно-значимых функций, так как является необходимым условием успешного освоения навыка письма. Именно поэтому важно уделить внимание развитию тонко-координированных движений рук и развивать способность ребёнка манипулировать мелкими предметами (научить шнуровать; научить завязывать узелки и бантики).

Пальчиковые упражнения следует начинать с простых статических поз (Рис.1), выполняя их поочередно одной рукой. Постепенно упражнения можно выполнять двумя руками (Рис.2) и усложнять их, сопровождая выполнение небольшими стишками (рифмами) (Рис.3).

Некоторые дети отказываются выполнять пальчиковые упражнения, сомневаясь в том, что справятся с ними. Поэтому все действия с пальчиками нужно показывать медленно, проговаривая последовательность их выполнения. В частности, перед выполнением упражнения «Лесенка» можно соединить пальцы (Рис. 4) и назвать эту фигуру «Фотоаппарат». Далее – разомкнуть большой и указательный пальцы, расположенные внизу, и совершить движения вперёд-назад, как на качелях, постепенно увеличивая амплитуду движения. И вдруг качели «взлетают», ладони переворачиваются и пальцы соединяются наверху.

palchiki.png

Любое самое полезное упражнение может вызвать негативную реакцию у ребёнка, если оно преподносится как нечто обязательное для выполнения. Вносите разнообразие, придумывайте разные названия одному и тому же действию. Пробуждайте воображение и фантазию ребёнка. В этом случае он будет не просто исполнителем ваших заданий и активным творцом.

Кроме пальчиковых упражнений можно использовать шнуровку. Сей­час можно купить самые разнообразные шнуровки, но можно использовать и пуговицы разного размера с разным количеством дырочек, придумывая интересные названия полученных предметам. Можно попросить ребёнка самостоятельно придумать и последовательность соединения пуговиц, и название предмета, который может получиться. Это будет способствовать не только развитию тонко-координированных движений, но и воображению.

Сначала, конечно, следует брать 3–4 крупные пуговицы с двумя дырочками и 4 дырочками (Рис. 5), а в дальнейшем пуговицы могут быть мельче и шнуровка может быть сложнее (Рис.6).

pug.jpg pug2.png

Марьяна Безруких
доктор биологических наук, академик РАО

Татьяна Филиппова
кандидат биологических наук



Назад в раздел