Детский триатлон

a:2:{s:4:"TEXT";s:104:"Продолжаем разговор о том, какие физические упражнения помогают ребёнку вырасти здоровым и выносливым.";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

Научиться кататься на двухколесном велосипеде, коньках и роликовых коньках легче всего именно в дошкольном возрасте, когда ещё нет страха перед скоростью. Ребёнок 5–6 лет быстро схватывает сложные координационные движения, всё получается если не с первого, то с третьего-четвёртого раза. Прогулки на велосипеде (или роликах) по дорожкам парка, катание на коньках, а также спуски с гор на санях и ледянках зимой, сделают счастливыми не только малыша, но и вас. Кроме того, нужно обязательно освоить скольжение по ледяной дорожке – это очень важный навык для дошкольника. Ну а если вы можете позволить себе сноуборд и горные лыжи, то будем считать, что двигательная подготовка вашего ребёнка к школе проходит более чем успешно.

Еще одно двигательное умение, которое необходимо малышу, – катание на лыжах. Это один из тех видов физических упражнений, которые позволяют получить оптимальную двигательную нагрузку и отлично отдохнуть. Обучать ребёнка катанию на лыжах можно с 2–3 лет. Сначала он должен «освоить» стойку со слегка согнутыми ногами, небольшим наклоном вперед и чуть-чуть округлой спиной. Начинать следует со ступающего шага, сначала без палок, а затем и с палками.

Научиться передвигаться скользящим шагом можно, выполняя специальные упражнения. Для этого нужно выбрать хорошо накатанную лыжню, разбежаться и постараться проскользить как можно дальше на одной лыже. Попробуйте посоревноваться, кому удастся дальше «улететь». Когда начнёт получаться, можно попробовать выполнить это задание под небольшой уклон.

Способность удерживаться на одной лыже придёт не сразу, но зато катание малыша станет увереннее, руки начнут работать, отталкиваясь от снега, шаг станет широким, уверенным. Первые спуски с горы лучше совершать вместе с родителями, и конечно, только в том случае, если ребёнок хорошо держит равновесие.

На лыжах можно играть в любые подвижные игры, всевозможные «ловишки» и «пятнашки». Ещё больше возможностей для забав на небольших склонах. Дети с удовольствием достают (поднимают) предметы и выполняют броски (например, метание снежков) во время спусков, приседают и наклоняются, чтобы преодолеть ворота, объезжают препятствия. Чтобы легче справиться с лыжами, они должны быть не выше роста ребёнка. Палки для катания выбирают на 1–2 см ниже плеча.

Ещё одно необходимое каждому человеку двигательное умение – плавание. Легче всего освоить эту «науку» в дошкольном возрасте. Чем человек старше, тем тяжелее научить его держаться на воде. И виною тому не только водобоязнь. Ребёнок растёт, меняется его удельный вес (плавучесть) и способность быстро осваивать двигательные действия.

Наилучший вариант – отдать малыша в плавательный бассейн, где проводят занятия специалисты. Можно заниматься и самостоятельно, но перед этим нужно ознакомиться с методикой обучения и не пытаться сократить его сроки за счёт использования старого и жестокого способа: не вздумайте насильно бросать маленького человека воду – пусть, мол, попробует выплыть сам! Добивайтесь своей цели постепенно, играя. Сначала походите вместе по воде. Когда она достигает уровня колена, окажется, что передвигаться стало труднее. А после того, как ребёнок зайдёт по пояс или грудь, предложите ему выполнять гребковые движения руками – для того, чтобы двигаться быстро и легко.

Дошкольника нужно научить погружать лицо в воду и задерживать дыхание, открывать глаза под водой, выдыхать в воду непрерывно до 10 раз. Эти упражнения можно потренировать и дома в ванной. Если вы купите малышу очки для плавания, то его интерес к занятиям заметно повысится: в воде так интересно смотреть на предметы, они увеличиваются в размерах! После того, как ребёнок освоится с новой средой, покажите ему простейшие упражнения на всплывание: «поплавок», «медуза», «звездочка».

Когда он будет с удовольствием лежать на воде и без всяких проблем переворачиваться со спины на грудь и обратно, научите его скользить по водной поверхности за счёт толчка, а затем и работы ног. Для этого используют хорошо плавающие предметы, например, специальную доску (её можно заменить мячом или кругом). Затем детей учат выполнять гребковые движения руками. Самое сложное в этих «институтах» – правильно согласовывать движения рук, ног и дыхание.

Специалисты часто спорят о последовательности обучения ребёнка разным способам плавания. При индивидуальных занятиях с малышом мы советует первым осваивать тот способ, который у него получается лучше. В любом случае, если он может проплыть до 15 метров, то со своей задачей вы уже справились, и ваше чадо будет получать огромное удовольствие от купания. А выбором между кролем, брассом и баттерфляем путь занимаются тренеры!

Советы родителям

  • Для гармоничного развития ребёнок должен выполнять более 10 тысяч движений в день. Эти движения должны быть распределены от утренней гигиенической гимнастики до длительных прогулок в спокойном темпе. Не нужно забывать и о физкультурных паузах между занятиями по подготовке к школе.
  • Не реже 2–3 раз в неделю малышу необходима серьёзная тренировка выносливости: катание на лыжах, коньках (роликовых коньках), велосипеде, длительная ходьба вперемежку с бегом или прогулка в лесопарковой зоне.
  • Гимнастические упражнения должны проводиться ежедневно. Нужно чередовать общеразвивающие комплексы, занятия акробатикой, лазание, висы и упоры. Родители должны принимать в этом самое непосредственное участие: они страхуют ребёнка и помогают ему выполнять сложные задания.
  • Игры на воздухе с бегом, прыжками и метаниями также необходимы ежедневно. Не забывайте о «Школе мяча». Игры и упражнения с предметами помогут вашему малышу развиваться гармонично, повысят координацию движений.
  • Обязательно научите ребёнка плавать, этот навык ему необходим!
  • Выбирая секцию для занятий спортом, не забудьте посоветоваться с педиатром.

Елена Лапицкая
доцент Института возрастной физиологии РАО
кандидат педагогических наук



Назад в раздел