Как научить оптимизму

a:2:{s:4:"TEXT";s:181:"Думающий родитель похож на любознательного ребёнка: он часто задаёт вопросы. Почему мой малыш боится? Почему так реагирует на вполне обычную ситуацию? Почему не хочет меня слушать?";s:4:"TYPE";s:4:"html";}
В нашей психике идут сложнейшие процессы адаптации к окружающему миру. Мы все – индивидуальности, со своими особенностями в восприятии реальности. Однако существуют закономерности и механизмы, которые действуют вне зависимости от того, знаем мы о них или нет.
Главное условие гармоничного и правильного развития ребёнка – его тесное взаимодействие с близким взрослым, о чём и говорит теория привязанности. Но постепенно, примерно с пятилетнего возраста, начинает действовать и другой очень важный механизм: если родной человек относится к малышу с любовью и пониманием, у маленького человека формируется поведение самоэффективности.

Я – умею и могу!

Почему одни дети достигают успехов в различных видах деятельности, а другие отказываются выполнять даже несложные задания?
Известный американский психолог А. Бандура пришёл к выводу, что поведение человека во многом зависит от того, как он отвечает на два довольно простых вопроса.
• Способен ли я совершить этот поступок (ожидание эффективности).
• Изменят ли эти действия ситуацию в лучшую для меня сторону (ожидание оценки результата).
А. Бандура назвал совокупность этих ожиданий самоэффективностью. То есть, речь идёт о вере в эффективность собственных действий в сложной ситуации и возможности получить адекватную оценку после выполнения какой-то задачи. Именно эти внутренние психологические установки определяют, сколько усилий будет прилагать человек при встрече с препятствиями и неудачами, как долго он сможет им противостоять. А вот детский «сценарий» по этому сюжету.
Артём смотрел на элементы аппликации домика и был уверен, что рано или поздно разберётся, как его склеить (вера в собственную эффективность+). А если домик будет сделан правильно, то воспитательница его похвалит и поставит работу на выставку для родителей (возможность достижения результата+). Поэтому ему не жалко было времени, он прилагал усилия и чувствовал эмоциональный подъём. Действительно, далеко не сразу, но у него всё получилось. Итак, поведение Артёма эффективно, потому что он верит в свои силы и убеждён, что получит результат.
Саша тоже смотрел на элементы аппликации и думал: «Конечно, если собрать правильно, то моя работа может стоять на выставке (возможность достижения результата+), но я никогда не смогу этого сделать (вера в собственную эффективность-)». И он просто сидел, переживал свою беспомощность и с грустью наблюдал за энтузиазмом товарищей.
Вполне возможен и крайне негативный вариант, хотя у дошкольников он встречается не часто из-за врождённой позитивности ребёнка. Малыш не верит ни в собственные силы, ни в возможность достижения результата. Валера даже не вникал в предложенное задание. Он считал, что, во-первых, ничего у него не получится, а во-вторых, всё равно его работу на выставку не возьмут. Мальчишка то впадал в уныние, то начинал вертеться и мешать другим.
Очень редко у маленьких детей проявляется ещё один «характер» – ребёнок верит в свои силы, но убеждён, что его работу не оценят по достоинству. В этом случае, конечно, он испытывает обиду и разочарование.
Как же развивать самоэффективность малыша? Родители могут делать это, когда:
• постепенно и постоянно обучают ребёнка простым навыкам, например, работе с ножницами, бумагой, конструктором;
• маленький человек в спокойной обстановке наблюдает за действиями взрослого и запоминает увиденное;
• малыш слышит похвалу в свой адрес («это у тебя очень хорошо получилось»), чувствует поддержку и испытывает позитивные эмоции во время действия (интерес, воодушевление, радость).
У ребёнка существует потребность в положительной оценке его деятельности. Он любит грамоты, значки, вымпелы, то есть атрибуты, подтверждающие его возможности, а также вдохновляющие на новые достижения. Такое внимание особенно значимо для детей с трудным поведением, так что не лишайте своих не самых послушных чад похвалы даже за самые маленькие победы. Поверьте, это очень важно для них.

Дорога поражений

Что же происходит с ребёнком, если он не отличается успехами, которые ждут от него родители, и лишён их поддержки? В этом случае его поведение развивается по механизму «выученной беспомощности». То есть, он отказывается от деятельности в результате постоянных неудач.
Этот механизм обнаружен и изучен Мартином Селигманом в эксперименте на собаках. Животные, привыкшие к тому, что не могут избежать электрических воздействий, оставляли даже попытку что-либо сделать, когда убирали сдерживающие их устройства. Они оставались лежать и испытывать удары тока, хотя были уже свободны. Просто «научились» не проявлять активность в трудных ситуациях. Исследователь сам был поражён результатом, стал изучать этот феномен у человека, а затем написал книгу «Как научиться оптимизму».
В человеческом обществе этот механизм срабатывает у некоторых людей в трудной ситуации, когда что-то долго не получается и по каким-либо причинам нет внешней поддержки. Например, ребёнок не может выполнить заданный рисунок, а дома ему не помогают, в результате – негативный отзыв воспитательницы: «Ну что же такой простой рисунок не сделал». При многократном повторении такой ситуации у некоторых детей (прежде всего чувствительных, впечатлительных, со слабой нервной системой) наступает состояние «выученной беспомощности». Происходит торможение познавательной активности ребёнка, ослабляется его мотивация, теряется способность к научению, возникают негативные эмоциональные состояния.
Выученная беспомощность имеет тенденцию к генерализации, обобщению, то есть, возникнув в одной сфере жизнедеятельности, это состояние переносится на другие. Проблемы при подготовке к школе могут спровоцировать отказ от общения со сверстниками, занятий музыкой и спортом. Поэтому родителям надо сразу насторожиться, если ребёнок отказывается от прежде интересной для него деятельности, боится неудачи, стал пассивным.

Построить привычку

Центральная нервная система homo sapiens чутко реагирует на самые разные стимулы – общение, физические воздействия, отношение, окружающую среду.
Благодаря свойству пластичности мозг сам создаёт себя, отзываясь на сигналы из внешнего мира. Каждое событие, каждое действие человека, то есть любой его опыт, приводят в действие миллиарды нейронов, которые делают этот опыт частью нашей личности.
Значение процесса воспитания ребёнка невозможно переоценить: любое слово или поступок родителя очень ответственны, потому что на эти действия возникает ответная реакция малыша, которая фиксируется клетками мозга.
Благодаря воспитанию у ребёнка вырабатывается множество привычек, которые становятся второй натурой. «Посей поступок – пожнёшь привычку, посей привычку – пожнёшь характер, посей характер – пожнёшь судьбу». Это высказывание английского писателя У. Теккерея очень точно отражает психофизиологические основы воспитания. Именно такая последовательность: поступок – привычка – характер. Нужно обращать внимание на хорошие поступки детей, определять, какие чувства с ними связаны, и со временем они переходят в привычки, становятся потребностью. Вы вполне можете добиться того, чтобы привычки, например, убирать игрушки, складывать свою одежду, мыть руки перед едой, здороваться стали навыками, чертами характера.
Для того, чтобы таких привычек у ребёнка становилось всё больше и больше, нужно, чтобы малыш испытывал положительные эмоции при выполнении каких-то действий, а взрослые объяснили ему, почему нужно поступать именно так. Ну и, конечно, похвала, поощрение. «Вот молодец, ты теперь не только сам снимаешь ботиночки, но и ставишь их на полку рядом с обувью мамы и папы». «Только привычка открывает воспитателю возможность вносить те или другие свои принципы в самый характер воспитанника, в его нервную систему, в его природу», – писал замечательный русский педагог К. Ушинский, который ещё не знал о нейрофизиологической основе привычек – это открытие было сделано во второй половине XX века.
Сегодня человечеству известны основные законы развития психики ребёнка, но это вовсе не гарантирует, что мы всегда учитываем их действие, воспитывая своих детей. И даже больше того – для этого требуется определённое мужество и большая ответственность. Тем не менее, эти законы объективны и существуют вне зависимости от того, как мы к ним относимся. Так что воспринимайте это знание, уважаемые родители, как некое испытание, как свободу выбора между сознательностью и спонтанностью в процессе воспитания. Однако, в любом случае, не забывайте о том, что во взаимодействии с собственным ребёнком очень важны и знание, и интуиция, которые, как две реальности нашего постижения мира, тесно переплетаются друг с другом.

Алла Фоминова
кандидат психологических наук



Назад в раздел