Милый лжец

a:2:{s:4:"TEXT";s:278:"Обман на нашей планете возник одновременно с появлением Человека Разумного, а точнее, когда это двуногое прямоходящее существо овладело речью. С тех пор он сопутствует нам непрерывно. Но почему, собственно, мы так много врём? Вопрос почти риторический, но отнюдь не бесполезный.";s:4:"TYPE";s:4:"html";}
Пытаясь в этом разобраться, прежде всего скажем, что способности человека к обману сугубо индивидуальны и простираются от патологической правдивости («он совершенно не умеет врать!») до столь же патологической лживости («ни одному его слову верить нельзя!»).
Российский ученый Юрий Щербатых даёт такую классификацию обмана:
• Ради извлечения выгоды с нанесением вреда обманутому. 
• Ради выгоды без нанесения вреда. Вот пример: «Я опоздал на работу, потому что у меня скончалась любимая тётя», – врёт начальнику подчинённый.
• Ложь без очевидной выгоды. Соврать можно и просто из вредности: «Она красавица? Ты с ума сошёл! У неё парик и накладной бюст!»
• Из благих побуждений – так врач успокаивает больного, политик обещает лечь на рельсы, а муж клянётся никогда больше не изменять супруге.
• Наконец, обман, не приносящий ни очевидной, ни скрытой выгоды никому. К этой категории относятся безобидные мечты и фантазии, в которые каждый из нас пускался хоть раз в жизни.

Маленькие лгунишки

Врачи дифференцированно подходят к проблеме детской лжи, считая, что это не какая-то болезнь, а крайний вариант здоровой детской психики. Ребёнок, чтобы привлечь к себе внимание, стремится приукрасить свои достоинства. Эмоционально незрелые, инфантильные личности с гипертрофированным честолюбием лгут в стремлении выделиться. Чаще к такой лжи прибегают девочки.
Ложь может быть и своеобразной реакцией протеста, и средством компенсации физических или психических недостатков. Лишь в редких случаях детская лживость является патологической и нуждается в лечении. Однако нужно помнить: то, что является нормой для одного возраста, может стать патологией для другого. Выдумки и фантазии характерны для маленьких детей, но в некоторых случаях склонность к лжи может зафиксироваться,  и ребёнок привыкает лгать. Склонность к неправде может появиться в подростковом периоде и связана с особенностями психики ребёнка – обострённым стремлением к самостоятельности, критическим отношением к близким.

«Из любви к искусству»

Впрочем, классифицировать лгунов можно ещё проще: одни врут совершенно сознательно, потому что их вынуждают обстоятельства или жжёт корысть, другие – потому что не врать просто не могут. Ложь у некоторых детей превращается в самоцель. Эти патологические лжецы – совершенно особая категория. Они могут получать личную пользу от своего обмана, а могут и не получать, но о выгоде никогда не думают. Эти дети  лгут «из любви к искусству».
Псевдология – патологическая склонность ко лжи, наверное, самый интересный объект исследования психологов и психиатров. Это странное качество может проявляться в очень раннем возрасте. Когда юное существо, едва научившееся выговаривать слова, глядя в глаза родителей безмятежным чистым взглядом, громоздит чудовищное и нелепое враньё, бабушки хватаются за сердце, матери за голову, а отцы за ремень.

Глядя на старших

Пример обмана для детей чрезвычайно заразителен. Ребёнок охотно копирует не только поведение родителей, но и их этические установки. Лживость культивируется в малыше, а её «необходимость» объясняется различными мотивами. Но одновременно с лживостью в ребёнке воспитывается цинизм и подозрительность. Из таких детей нередко вырастают духовно опустошённые, расчётливые, несчастливые люди. 
До сих пор современная психология и психиатрия не имеет четкого представления о причинах патологической лжи. Специалисты условно сходятся на том, что в её основе могут лежать и наследственные психогенные факторы, и признаки психических аномалий, а также индивидуальные особенности развития. Известный российский психолог профессор Вадим Петровский определяет патологическую ложь как проявление демонстративной и в то же время психопатической личности, добивающейся иллюзорного удовлетворения нереализуемых потребностей. Преодолеть этот способ поведения уговорами нельзя, нужна поддержка психотерапевта.

Фантазёры

Иногда за ложь принимают бредоподобные фантазии, когда ребёнок отрывается от реального мира, уходит в мир перевоплощений и мечтаний.
Своевременная коррекция и лечение у специалистов, по большей части, дают положительный результат, если к тому же родители в отношениях с ребёнком занимают совершенно жёсткую позицию. Такая позиция должна быть основана отнюдь не на «ремнетерапии», а на стимулировании правдивости, создании и закреплении устойчивого поведенческого рефлекса: «Правда – хорошо!» Этот момент настолько важен, что не лишним будет повторить: не «Ложь – плохо!», а именно: «Правда – хорошо!».
Впрочем, оставим патологию. Как уже было сказано, способность к обману индивидуальна. Для ребёнка обмана в принципе не существует, потому что он всё принимает как истину. И то, что мы считаем ложью, вовсе не сознательная неправда, а фантазия, в которую он асолютно верит. Не дай бог родителям неосмотрительно рушить детские мечты!

Женский род?

Вопрос о том, кто врёт больше, мужчины или женщины, обсуждается очень давно и серьёзно. Но он остаётся открытым и, как полагают специалисты, таковым пребудет вовеки. Дело в том, что сущетствуют огромные и вполне естественные различия в мужской и женской психологии. Писатель Владимир Курбатов однажды иронично, но очень точно подметил, что «...более девяноста процентов информации человек получает с помощью зрения. Но это верно, лишь когда имеешь дело с чем угодно, кроме женщины. Имея дело с женщиной, получишь столько информации, сколько отведено ею в данном случае». 
Даже обманывая, женщина, как правило, совершенно убеждена, что действует во благо того, кого обманывает. Действительно, дамы менее искренни в словах, чем мужчины, зато намного более правдивы в поступках – в этом и заключается разница между полами в категории «правда–ложь».

Как помочь малышу

В процессе ликвидации у ребёнка склонности к лживости, необходимо всегда учитывать его личностные особенности. Так, инфантильные дети больше поддаются внушению; честолюбивые легче перевоспитываются, если обращаться к их самолюбию и чувству собственного достоинства; застенчивые требуют осторожного и в то же время решительного подавления в них лживости.

Подростковая ложь

Гораздо более серьёзные проблемы возникают у родителей, когда они понимают, что их повзрослевший ребёнок постоянно говорит неправду. Иное, чем у взрослых, видение  мира и переживание подростком невозможности что-либо объяснить взрослым нередко  ведёт  к  проявлениям  подростковой лжи.  Сам подросток ещё плохо осознаёт реальные мотивы своего поведения,  он как бы  чувствует внутреннюю  правоту своих поступков,  но не имеет слов для того, чтобы это объяснить  другим. Отсюда,  кстати, аффективные вспышки, внезапная замкнутость,  уход в себя в ответ на просьбы родителей и учителей объяснить причины. Такие случаи  сегодня  не  менее часты, чем ложь, вызванная боязнью наказания.  
Очень часто подростки лгут потому, что компания сверстников ждёт от них каких-то одних решений и поступков, а взрослые требуют совершенно других. И приоритеты, как правило, смещаются в сторону друзей, которые,  как  известно, очень  значимы  для  подростков. Нравится  это  родителям  или  нет, но по мере  взросления ребёнка в  его жизни всё  более значимую  роль начинают играть сверстники. И с этим приходится считаться.
В исследовании, которое психологи проводили с детьми и их родителями, обеим группам было предложено оценить некоторые утверждения. Результаты показали, что мнения подростков и родителей в чём-то схожи, а в чём-то разительно отличаются. Например, с высказыванием: «Дети более всего заняты выяснением и построением своих отношений с другими людьми. Дружба – главное, что характеризует их в жизни», – согласились большинство подростков, но очень мало взрослых.   А  высказывание:  «Подростки постоянно думают о том, как их оценивают другие люди», – считают справедливым и те, и другие. Зато с утверждением:  «Подростки перенимают взгляды,  манеры своей компании; стесняются быть «не как все», –  очень неохотно соглашаются дети, но почти все взрослые считают его верным. Отсюда можно сделать вывод, что родителям следует тактично и с пониманием относиться к подростку, который стремится и быть независимым, и в то же время принадлежать к группе своих сверстников. Дружба и понимание товарищей для подростка – важные, определяющие поведение моменты в жизни.
В сущности, воспитание честности в подрастающем поколении не такая уж сложная задача, успешно решаемая без малейшего участия психологов в миллионах и миллионах нормальных семей. Живи «не по лжи», доказывай и показывай, что правда всегда выгоднее; что ложь, как и любой грех перед обществом, рано или поздно обернётся возмездием. 

Алла Марголина
кандидат медицинских наук

Анна Прихожан
доктор психологических наук, профессор

Борис Руденко
писатель



Назад в раздел