"Зеленый" светофор

a:2:{s:4:"TEXT";s:217:"Опасности внешнего мира подстерегают ребёнка на каждом шагу. И если дома заботливые родители ещё могут обеспечить комфорт и спокойствие, то сразу за порогом начинается неизвестное. Дорога требует повышенного внимания.";s:4:"TYPE";s:4:"html";}
Как же научить маленького человека правилам поведения на проезжей части, чтобы он усвоил эти уроки на уровне рефлексов? Когда это обучение начинать?
Собственно, первые «занятия» вы проводите задолго до того, как малыш начинает ходить. Ребёнок анализирует поведение взрослых и запоминает различные ситуации, с которыми он сталкивается во время прогулок. Так что родители должны понимать свою ответственность, когда с малышом на руках или в коляске впервые пересекают проезжую часть, и вести себя на улице образцово – именно так, как они будут потом требовать от своего малыша.
И не нужно легкомысленно относиться к первому опыту освоения правил дорожного движения. К сожалению, часто бывает и так, что именно родители подают плохой пример детям: переходят проезжую часть в запрещённых местах, перебегают дорогу на красный сигнал светофора, сажают маленьких детей на передние сиденья автомобилей.

Теория суха

Соблюдение правил дорожного движения родителями – это залог хорошего внутреннего воспитания. Но только примера мало. Дети относятся к автомобилям без страха, не понимают реальной опасности. Поэтому не рекомендуем чересчур строго подавать уроки правил дорожного движения. По-дружески побеседуйте с ребёнком. Задача – сформировать правильное и безопасное поведение малыша на улице, познакомить с правилами «жизни» на проезжей части. Какими знаниями должен обладать маленький человек?
• В городе без взрослых на дорогу выходить опасно, потому что может сбить машина. Переходить дорогу нужно только с взрослыми за руку.
• Люди ходят по специальной дороге, она называется тротуар. По тротуару ходят спокойным шагом, придерживаются правой стороны.
• Переходить дорогу можно только в специальном месте, которое называется «пешеходный переход». Это такие полоски белого и черного цвета, «зебра».
• По наземному пешеходному переходу можно двигаться только на зелёный свет светофора.
• В опасных местах сделаны подземные переходы. Если есть подземный пешеходный переход, то по улице переходить дорогу нельзя.

Лучший урок – игра

Для усвоения этих правил используйте прогулки, походы в магазины и детский сад. Можно устраивать специальные обучающие путешествия и демонстрировать малышу реальные жизненные ситуации.
• Находясь рядом с ребёнком на улице, рассказывайте ему, что происходит рядом, какой транспорт движется, обратите его внимание на «сознательных» пешеходов и нарушителей.
• Привлеките к беседе и самого малыша: спросите у него, как и где надо переходить дорогу, кто может двигаться на зелёный, желтый и красный цвет светофора.
• Не запугивайте ребёнка дорогой! Панический страх перед транспортом не менее опасен, чем беспечность и невнимательность.
• Приготовьте простые, интересные сценарии для ролевых игр, в которых главными персонажами будут участники дорожного движения.
Среди них могут быть автомобили, автобусы, троллейбусы – быстрые и строгие; пешеходы – дети и родители, которые идут в садик; светофоры с добрым зелёным глазом, сердитым красным и пугливым жёлтым; дорожные знаки – их можно устанавливать и менять. В игровых ситуациях дети легко и быстро запоминают, кто есть кто на дороге, и начинают понимать, как они должны поступать в разных ситуациях.

«Романтики» с большой дороги

Важный этап обучения детей правилам дорожного движения – так называемые дорожные ловушки. Это ситуации, которые кажутся вполне безопасными, но таят в себе угрозу. Вот, например, стоит автомобиль. Кажется, всё хорошо. Но ведь он готов в любой момент поехать! А из-за куста, дерева, дома может быстро и неожиданно показаться другая машина. Остановка общественного транспорта – место, которое гораздо опаснее, чем нам кажется. Нельзя «расслабляться» и терять бдительность даже на пути к своему автобусу или трамваю. Такие дорожные ловушки – самые частые причины ДТП с участием детей.
Обязательно обратите внимание ребёнка и на то, что можно столкнуться с опасностью, даже соблюдая все правила движения. За рулём некоторых машин находятся неопытные или безответственные водители, от которых можно ждать самых неожиданных действий.

Идём на прогулку

При выходе из дома
Если у подъезда возможно движение, стоят транспортные средства или растут деревья, нужно проверить, нет ли приближающихся автомобилей.

При движении по тротуару
Держитесь правой стороны. Если тротуар находится рядом с дорогой, нужно держать ребёнка за руку. Научите малыша внимательно наблюдать за выездом машин со двора. Не приучайте детей выходить на проезжую часть, коляски и санки везите только по тротуару.

Готовимся перейти дорогу
Подчеркивайте свои движения: остановка и поворот головы для осмотра дороги, остановка для пропуска автомобилей. Учите малыша всматриваться вдаль, различать приближающиеся машины. Не стойте с ребёнком на краю тротуара. Обратите его внимание на транспортное средство, готовящееся к повороту, расскажите о том, как об этом сигнализируют машины. Покажите, как автомобиль останавливается у перехода, как он движется по инерции.

При переходе проезжей части
Переходите дорогу только по пешеходному переходу или на перекрёстке. Идите только на зелёный сигнал светофора. Выходя на проезжую часть, прекращайте разговоры. Не торопитесь перейти дорогу, если на другой стороне увидели друзей, нужный автобус, приучите малыша, что это опасно. При переходе по нерегулируемому перекрёстку учите ребёнка внимательно следить за началом движения транспорта. Объясните ему, что даже на дороге, где мало машин, переходить надо осторожно, так как автомобиль может выехать со двора, из переулка.

При посадке и высадке из транспорта
Выходите первыми, иначе ребёнок может упасть, выбежать на проезжую часть. Не садитесь в автобус или троллейбус в последний момент.

Наталья Светикова
логопед
кандидат педагогических наук



Назад в раздел