Как выбрать детский сад

a:2:{s:4:"TEXT";s:103:"В нашей стране детские сады можно разделить на государственные, частные и детские сады домашнего типа. ";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

Преимуществами государственного сада является относительно небольшая стоимость и возможность выбрать сад возле дома, но нередко государственные сады переполнены, что не позволяет воспитателям осуществлять достаточный контроль за детьми.

Частные сады, как правило, предоставляют лучшие условия пребывания: меньшее количество детей в группах, обычно от 5 до 10 человек, дольше работает сад, группы хорошо оснащены игрушками, дидактическим материалом, наглядными пособиями. Эти сады предоставляют индивидуальный подход к ребёнку и его питанию. В них организована работа логопеда, психолога, врача и других необходимых специалистов. Роди­­тели с помощью попечительского совета могут влиять на учебно-воспитательный процесс. В некоторых садах предоставляется услуга доставки ребёнка до детского сада и обратно. Оплата в частных садах значительно выше ранее описанных садов, что ограничивает их доступность. Контроль за деятельностью негосударственного ДОУ осуществляется с помощью лицензирования, аккредитования, сертификации программ и аттестации воспитателей.

Домашний детский сад (семейный) – это разновидность частного сада, однако их деятельность не подлежит контролю. Чаще всего домашний сад организует семейная пара в личном или арендованном жилье.

Нередко при выборе детского сада родителей интересует выбор программы воспитания ребёнка. Рассмотрим основные: система Фридриха Фребеля, Марии Монтессори, Вальдорфская и традиционная.

Основная идея системы Фребеля состоит в том, чтобы взрослый своим примером учил детей различным навыкам, в том числе игре, которой автор уделял большое внимание как основному виду деятельности дошкольников. Воспитатель показывает детям, как играть с игрушками, сопровождает свою деятельность песнями или стихами. Садов, работающих по данной системе, немного, однако на «фундаменте» его теории работают все детские сады.

Система Монтессори главной задачей считает не научить ребёнка, а помочь раскрыться его индивидуальности, создав для этого наилучшие условия. Воспитатель не навязывает своих правил, а лишь наблюдает и направляет деятельность детей. Ребёнок может самостоятельно выбрать род занятий – рисование, лепка или игра, например. Воспитатель не одёргивает детей и даже не поддерживает специальной дисциплины, дети, сконцентрировавшись на работе с материалом или играх, самостоятельно поддерживают тишину. Чаще группы разновозрастные, то есть в одной группе находятся дети от 3 до 7 лет, младшие учатся у старших. Воспитателей для работы по данной системе готовят специально. К процессу воспитания в детском саду обязательно привлекают родителей, дают им индивидуальные рекомендации, как вести себя с ребёнком дома и вне его пределов, чтобы наиболее полно раскрыть потенциал малыша. Однако надо учесть, что при системе обучения Монтессори дети мало взаимодействуют между собой.

В Вальдорфском детском саду есть несколько основных правил, которым педагоги неукоснительно следуют:

• детей намеренно ограждают от раннего интеллектуального развития, в том числе телевизора, чтобы ребёнок как можно дольше оставался в своём мире фантазий;

• детям можно всё, что не вредит им, окружающим людям или вещам;

• ко всем детям, независимо от результатов их деятельности, относятся одинаково, никого не оценивают, не создают возможности детям конкурировать, выделяться, быть лучше остальных;

• педагог должен выглядеть и вести себя безукоризненно, так как обучает детей, прежде всего, своим примером.

Занятия построены на чередовании фаз самовыражения (свободной игры, творчества) и усвоения детьми новых знаний о мире. Много времени уделяется приучению детей к домашнему хозяйству, рукоделию, работе с деревом, а также знакомству с праздниками. Дети изучают танец, пение, ритмику, рисование, постановку представлений. Группы в вальдорфских садах разновозрастные, смешанные, старшие опекают младших, дух соревнования отсутствует. Чаще дети играют с игрушками, созданными своими руками из природных материалов. Воспитанники вальдорфских детских садов менее агрессивные и конфликтные, более доброжелательные, милосердные, умеют выслушать другого человека. После обучения в саду ребёнок может продолжить обучение в вальдорфской школе, где принципы взаимодействия педагогов и детей остаются прежними.

В традиционных детских садах воспитатели играют роль посредника между воспитанниками и культурой, доносят информацию от простого к сложному путём повторения уже пройденного материала. Группы делятся строго по возрастам, жизнь детей подчиняется программе-расписанию, часто происходит игнорирование детской индивидуальности. Несмотря на то, что ведущей развивающей деятельностью детей является игровая, в традиционной методике воспитания детям даётся достаточно большой объём знаний и умений для усвоения, а на игру отводится совсем немного времени.

Если родители решили отправить ребёнка в государственный детский сад, то для того чтобы определиться, в какой именно, нужно проанализировать ситуацию. Длительные поездки (более 20 минут) в детский сад будут утомлять малыша, поэтому сад должен располагаться недалеко от дома.

Сузив круг выбора, нужно отправляться «на разведку». Подготовьтесь заранее, выпишите себе заготовленные шпаргалки, условно разделите зоны наблюдения на внешний осмотр территории и помещений, наблюдение за работой персонала и общение с заведующей.

Совершая внешний осмотр территории детского сада, обратите внимание на доступность прохождения на территорию, легко ли проникнуть постороннему человеку. Проверьте, плотно ли закрывается калитка, смогут ли самые любопытные и непоседливые дети выбежать незамеченными за пределы детского сада. Посмотрите, насколько чистая, незагромождённая мусором территория детского сада, не сломаны ли песочница, качели или другое оборудование детских площадок.

Познакомьтесь с персоналом, посмотрите, в какой обстановке будет находиться ваш малыш: как разговаривают между собой воспитатели, как они общаются с детьми, насколько заинтересованно, не повышают ли голос, зовут ли по имени, организовывают ли игровую деятельность, реагируют ли на просьбы и жалобы детей.

Осмотрите помещения детского сада, в которых должен будет находиться ваш ребёнок. Обратите внимание на наличие выставки детских работ, предоставлена ли информация для родителей от специалистов. Обратите внимание на чистоту и безопасность туалетных комнат.

Пообщайтесь с заведующей детского сада. Задайте ей ряд интересующих вопросов, уточните:

• режим дня: сколько времени отводится на сон, прогулку, занятия, есть ли утренняя гимнастика;

• количество детей в группе (в идеале от 6 до 15 детей);

• есть ли в группе помощник (няня) или второй сменный воспитатель – если нет, без сомнений ищите другой сад;

• есть ли в саду медсестра, что входит в её обязанности, какие профилактические, оздоровительные и закаливающие мероприятия проводятся;

• меню: меняется ли оно в зависимости от сезона (осень, весна – больше овощей и фруктов), отличается ли меню для детей-аллергиков;

• есть ли в штате логопед и психолог, сколько времени они уделяют детям, с какой периодичностью, сколько детей приходится на данных специалистов;

• какие занятия проводятся в саду, сколько они стоят, какие праздники отмечают, есть ли музей, проводится ли спортивный досуг и кто из персонала проводит занятия, по какой программе проводятся занятия;

• режим работы ДОУ;

• есть ли у детского сада спонсоры;

• перечень документов для поступления в детский сад.

Антонина Степаненко
учитель начальных классов



Назад в раздел