Зеркало души

a:2:{s:4:"TEXT";s:98:"Какие игрушки дети чаще берут в руки? Те, которые помогают им выразить собственные чувства.";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

Игрушки – это слова ребёнка, а игра – его язык. Играя, малыш переживает заново те ситуации, которые когда-то испытал в жизни. В книге «Дети и война» психоаналитик Анна Фрейд описывает, как по-разному реагировали на бомбёжку Лондона в годы Второй мировой войны взрослые и дети. Первые снова и снова рассказывали о том, какой ужас они пережили. А дети почти никогда не говорили об этом — они строили домики из кубиков и «сбрасывали» на них бомбы. Дома горели, завывали сирены; кругом были убитые и раненые, и «Скорая помощь» увозила их в больницы. Такие игры продолжались в течение несколько недель.

Наблюдая за игрой ребёнка, можно получить определённую информацию о его отношениях с окружающими, стиле общения в семье. Вот девочка берёт куклу и разыгрывает привычные для неё семейные сцены и ситуации. Представляя себя в роли заботливой мамы, она учится принимать точку зрения другого человека, понимать своих родителей. Маленькие фигурки, кукольное семейство изображают членов реальной семьи ребенка и делают возможным спонтанное выражение чувств, которые посещают его в общении с домашними – радости и гнева, страха и соперничества за внимание взрослых.

Машинки, лодки, счеты особенно важны для тревожного, застенчивого или замкнутого ребёнка, поскольку с ними можно играть в неопределённую игру, не требующую выражения чувств.

Кубики интересно швырять, ставить друг на друга, разбрасывать. Все это позволяет детям почувствовать, что значит созидать или разрушать. Единственно правильного способа игры с кубиками не существует, и это здорово.

Солдатики, дикие животные, ружья, резиновые ножи и палки используются детьми для выражения отрицательных эмоций - гнева, злобы, агрессии. Стрельба, кусание, битье и ножевые удары в ходе игры позволяют им освободиться от своих чувств и, выместив их, испытать удовлетворение. Забивая гвозди в полено из мягкой древесины или барабаня палкой по вешалке, ребёнок выплескивает эмоции и в то же время сосредотачивает на этом действии все свое внимание и энергию. Детям неловко выражать агрессивные чувства по отношению к людям, но по отношению к диким животным – почему бы и нет? «Бесстрашный воин» не будет целиться в куклу, но с удовольствием будут стрелять во льва.

Заводные и механические мишки, собачки, прыгающие лягушки – эти игрушки с так называемыми фиксируемыми функциями самые недолговечные. С ними трудно создать сюжетную игру, зато их интересно ломать. Причиной поломки становится исследовательский интерес: «Как это устроено». Впрочем, бывает, что, ломая игрушку, ребёнок выражает протест против человека, подарившего эту игрушку, или против раздражающих обстоятельств.

Глина, песок, вода, краски – работа с такими материалами позволяет выразить себя в творчестве. Краски для рисования пальцами и клейстерные краски особенно полезны для тех ребят, к которым родители предъявляют чересчур строгие требования к соблюдению чистоты. Во время игры привычные табу снимаются, происходит прямой контакт с материалом, нет ничего опосредующего — ни карандаша, ни кисточки. Краски смешивают прямо пальцами, и через них настроение, эмоции буквально «перетекают» на бумагу.

Однако, гиперактивным и расторможенным детям не рекомендуется работать с материалами, которые легко разбрызгиваются, размазываются. Такие действия легко могут перейти в агрессивное поведение. Уместнее предложить ребёнку листы бумаги среднего размера, карандаши, фломастеры, то есть изобразительные материалы, требующие координации и контроля за выполнением своих действий. Напротив, детям, эмоционально зажатым, с высокой тревожностью, более полезны материалы, требующие широких свободных движений, включающих все тело, а не только область кисти и пальцев. Предложите им рисовать большими кистями на больших листах бумаги, прикрепленных на стенах, или писать мелом на широкой доске.

Глину и пластелин можно мять, швырять, энергично раскатывать, с силой разрывать на куски. Посредством этих материалов можно выразить как свой творческий потенциал, так и накопившуюся агрессию.

Песок и вода не имеют структуры и могут превратиться по желанию ребёнка во что угодно: поверхность луны, зыбучие пески, пляж. Возможности их применения безграничны. Эксперименты показали, что дети, играющие с водой, значительно реже запаздывают в своем речевом развитии. В домашних условиях можно использовать и другие сыпучие материалы — крупу, соль. Однако стоит позаботиться о достаточно большом по размеру подносе, с которым ребёнок мог бы играть, сидя на полу или за столом.

Любая игрушка становится особенно привлекательной, когда в игру включается взрослый. Не стесняйтесь подыграть ребенку. Если вы взяли на себя игровую роль, придайте вашему голосу соответствующую интонацию. Не прерывайте резко игру, не забывайте, что дети не способны к быстрому переключению. Если ваш выход из игры необходим, обыграйте и это. Ну, скажем, ваш магазин закрылся на обед или доктора срочно вызвали навестить больного. Играя с ребёнком, проявите вашу взрослую фантазию!

Елена Быкова
кандидат психологических наук

Какие игрушки дети чаще берут в руки? Те, которые помогают им выразить собственные чувства.

\";s:4:\"TYPE\";s:4:\"html\";}">


Назад в раздел