Мальчики – зайчики, девочки – белочки

a:2:{s:4:"TEXT";s:312:"«Кого ожидаете – мальчика или девочку?» – обычно спрашивают будущих мамочек. Они отвечают по-разному: «Муж хочет мальчика», «Я жду девочку, сын у нас уже есть». А кто-то даже УЗИ не делает: «Хочу просто ребёнка». Тем не менее, каждая задумывается, какое «приданое» покупать – для девочки или для мальчика.";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

И даже игрушки для ещё не рожденного младенца родственники стараются покупать соответственно его полу. Очевидно, близкие рассматривают пол ребёнка как важную характеристику, которая повлияет на особенности их отношения к малышу.

Кто я?

Ну а сам кроха, когда начинает осознавать свою половую идентичность?

Уже четырёхмесячные младенцы могут по голосу и даже лицу понять, кто перед ними – мужчина или женщина. Доказательства этому были получены в следующем эксперименте. Младенцу показывали лицо женщины, которая произносила какие-то слова записанным на пленку мужским голосом. Кроха демонстрировал удивление и тревогу, как будто понимал: происходит что-то «неправильное». Так что лицо мамочки и бабушки он сразу отличит от папиного. А к концу года жизни детишки уже способны различать мужчин и женщин на фотографиях!

В два-три года малыши начинают правильно использовать слова «мальчик», «девочка», «дядя», «тётя», а к трёхлетнему возрасту почти все могут правильно определить себя как мальчика или девочку. Однако понимание того, что пол – это постоянная характеристика, формируется постепенно. Многие малыши до 5 лет уверены, что мальчики могли бы стать мамами, а девочки – папами, если бы захотели. Они думают, что если мальчика одеть в платье, он станет девочкой, а девочка превратится в мальчика, если на неё надеть штанишки и кепку. Психологи установили: большинство детей начинают понимать постоянство пола в возрасте от 5 до 7 лет, и к моменту поступления в школу имеют твёрдые представления о себе как о мальчике или девочке.

К трём годам дети не только правильно различают пол окружающих людей, но и хорошо знают, что в зависимости от пола, к человеку предъявляются разные требования: девочки обычно играют в куклы и одеваются как женщины, а мальчики – в машинки и конструкторы. Американский психолог Дайана Кун демонстрировала детям 2,5–3,5 лет куклу «мужского пола» («Майкл») и куклу «женского пола» («Лиза»), а затем спрашивала у каждого ребёнка о том, какая из этих двух кукол будет готовить еду, шить, играть с куклами, машинками, вести длинные разговоры по телефону, целоваться, драться и лазать по деревьям. Почти все дети знали, как ведут себя мужчины, а как женщины. Они соглашались с тем, что девочки много говорят, никогда не дерутся, часто нуждаются в помощи, любят играть в куклы и помогать мамам в таких домашних обязанностях, как приготовление пищи и уборка. А мальчикам нравится играть с машинками, помогать папам, мастерить и что мальчики способны ударить, нагрубить и не станут играть в куклы.

После трёх лет у детей формируются твёрдые представления о типичных занятиях мужчин и женщин. Они считают, что женщина может работать учительницей, медсестрой, продавцом, а мужчина – лётчиком, милиционером, пожарным.

Куклы и машинки

Интересно наблюдать, во что и как играют малыши. Даже крохи прекрасно способны делить игрушки на «мальчишечьи» и «девчоночьи». Часто можно наблюдать, как мальчики отказываются от «девчоночьих» игрушек даже при отсутствии альтернативы.

С раннего возраста детишки начинают отдавать предпочтение играм со сверстниками своего пола. Например, двухлетние девочки уже предпочитают играть с девочками, а мальчики трёх лет чаще выбирают в партнёры для игр именно мальчиков. С каждым годом эта тенденция усиливается.

Обычно мальчики предпочитают подвижные игры, лидер завоёвывает своё положение с помощью физической силы, мальчишки шумят, кричат, устраивают «кучу малу», часто конфликтуют из-за игрушек, проявляют агрессию (словесную и физическую). Пик агрессивного поведения отмечается в 4 года – дети больше конкурируют, выясняют, «кто главный», часто это занимает половину игрового времени. Они предпочитают героические, а не семейные роли: супермена, Бэтмана, автогонщика и прочие.

Игры девочек тихие и спокойные, с 2–3 участниками. На детской площадке девочки выбирают тихие уголки, песочницу, домик. В их группах отношения доминирования более размыты, девочки не так активно стремятся к лидерству, но и не хотят подчиняться. Они менее конкурентные в играх, но и не так рьяно болеют за своих, как мальчики. Чаще разыгрывают роли, связанные со школой, семьей, искусством: учитель–ученик, мать, сестра, ребёнок, балерина, певица и др.

Будь мужчиной!

Прислушайтесь, как девочки разговаривают друг с другом во время игры. Вы обнаружите много «кооперативных», «взаимных», объединяющих себя и партнёра слов и выражений. Они реагируют на то, что говорит партнёр, задают вопросы и присоединяются к сказанному. Например: «Я буду доктором, хорошо?», «Давай мы будем вместе строить домик для куклы», «Хочешь, пойдём качаться на качелях?» Играя в доктора с подружкой, малышка говорит: «Можно я возьму градусник, мне нужно измерить температуру мишке, он заболел?» Бывает, что девочки конфликтуют во время игры, но важно, что они используют стратегию «уменьшения конфликта», стремление договариваться, уступать, слышат голос партнёра и учитывают его желания.

А вот как выглядит та же игра у мальчиков: «Ты не доктор! Отдай градусник», возникает конфликт, дети прекращают игру и долго выясняют, кто «главнее». В целом речь мальчиков отличается большей доминантностью, напором, они чаще используют повелительное наклонение, приказы и запреты («Не трогай!», «Уйди!», «Не мешай!» и т.д.).

Многие девочки охотно участвуют в играх мальчиков и дружат с ними. И что интересно – сверстники их за это не осуждают. Зато мальчика, как правило, дразнят, если он предпочитает играть в «девчоночьи» игры: «неженка», «девчонка», «маменькин сынок». Мальчик должен постоянно доказывать, что он – будущий мужчина.

Психологи отмечают, что мальчики раньше, чем девочки, стремятся отделиться, дистанцироваться от мира взрослых. Уже к трём годам они демонстрируют непослушание, протест, скорее послушаются отца, чем маму. В дошкольных детских учреждениях мальчики меньше девочек реагируют на указания и требования воспитателей и педагогов, однако они проявляют чувствительность к реакциям сверстников-мальчиков. На девочек же одинаково влияют и воспитатели, и другие дети, при этом они стремятся больше времени проводить с взрослыми.

Необъяснимо, но факт

С первых дней жизни крохи родители ведут себя по-разному с детьми разного пола и возлагают на них разные чаяния.

Маленькие девочки, по мнению взрослых, имеют более привлекательную внешность по сравнению с мальчиками. Психологи провели такой эксперимент: взрослых просили посидеть с ребёнком, которого представляли одним из них как мальчика, а другим – как девочку. Взрослые (сами родители), считавшие, что перед ними девочка, оценивали внешность младенца как более приятную и миловидную по сравнению с теми, кто полагал, что младенец – мальчик.

В течение первых месяцев матери чаще носят на руках, гладят и прижимают к себе сыновей, зато с девочками больше разговаривают. Примерно после полугода картина меняется – увеличивается физический контакт матерей с девочками и уменьшается с мальчиками. Таким образом, матери раньше начинают приучать мальчиков к самостоятельности. Ведь в нашей культуре мужчины имеют более высокий социальный статус, поэтому мальчиков с большей настойчивостью учат вести себя «по-мужски» – не заласканный маменькин сыночек, а настоящий мужчина, добытчик и защитник своей семьи. Главную роль в процессе воспитания «настоящего мужчины» играют отцы.

И они по-разному ведут себя с сыновьями и дочерьми. Сына отец чаще контролирует, направляет, делает больше замечаний, проявляет больше строгости и требовательности в отношении дисциплины. В контактах с сыном отцы предпочитают активные подвижные игры, физические упражнения, шуточную борьбу и сражения с игрушечным оружием. Учёные отмечают: психологическая близость отца с сыном возрастает по мере того, как он становится старше.

Стиль обращения отца с дочерью – нежный и ласковый. Как правило, отцы стараются избегать прямых указаний и требований (например, «может быть, ты сделаешь…; «пожалуйста, принеси мне…). Интересный факт – в общественных местах отец проявляет больше беспокойства и заботы о маленькой дочери (1–2 года), чем о сыне того же возраста. Позднее отношения с дочерью – очень тёплые и, по мнению психологов, напоминают «лёгкий флирт». Отец говорит дочери комплименты, хвалит её прическу, платье, называет «красавицей» и «принцессой». А когда девочка становится старше, степень психологической близости, как правило, уменьшается.

Матери ведут себя с сыновьями и дочерьми примерно одинаково. Так происходит потому, что ребёнок для неё – это, прежде всего, слабое и беззащитное существо, его нужно кормить, защищать, заботиться. Такое отношение сохраняется и к взрослым детям. Конечно, мать могла бы позволить взрослому сыну самому заботиться о себе и своей семье. Некоторые женщины так и делают, однако исследования показывают, что их меньшинство. Почему сохраняется подобная тенденция? На этот вопрос пока нет однозначного ответа.

Кому подражать?

Родительский пример существенно влияет на половую типизацию ребёнка. Например, дети работающих матерей легко допускают, что женщины могут выбирать карьеру и мужские профессии, не теряя своей женственности. У дочерей работающих женщин, как правило, выше уровень притязаний, самооценка и стремление к достижениям, чем у дочерей домохозяек.

А как относятся дети к тому, что в наше время папы нередко занимаются традиционно женскими делами: уходом за маленьким ребёнком, домашними делами, а мамы проводят целые дни на работе, водят автомобили? Исследования показывают, что решающее значение имеют установки родителей относительно «мужского» и «женского» поведения. Если мать полагает, что отец не становится менее мужественным, его образ мужчины не страдает, когда он готовит еду и меняет пелёнки младшему братику или сестренке, то и старшие дети будут придерживаться новых взглядов на стереотипы мужского и женского поведения.

Возможно, кто-то из родителей возразит: « Мой сын – совсем нетипичный мальчик» или «Моя дочь – просто мальчишка в юбке». Конечно, не все мальчики и девочки следуют стереотипам «мужского» и «женского» поведения. И это нормально. Выводы в данной статье основаны на анализе специалистами типичного поведения детей в больших группах.

Наталья Авдеева
кандидат психологических наук

«Кого ожидаете – мальчика или девочку?» – обычно спрашивают будущих мамочек. Они отвечают по-разному: «Муж хочет мальчика», «Я жду девочку, сын у нас уже есть». А кто-то даже УЗИ не делает: «Хочу просто ребёнка». Тем не менее, каждая задумывается, какое «приданое» покупать – для девочки или для мальчика.

\";s:4:\"TYPE\";s:4:\"html\";}">


Назад в раздел