Медлительные дети
Многие медлительные дети ещё до школы испытывают массу негативных эмоций оттого, что они «не такие, как все», а взрослые стараются «переделать» их, порой не считаясь с возможностями, не замечая того, что дети переживают, нарушается их развитие, ухудшается и здоровье. Подготовка к школе становится для медлительных ребятишек серьёзным испытанием. Для того чтобы снять риск дезадаптации в школе, родителям следует знать и учитывать особенности своих чад.
«Особенные» дети
Медлительные ребятишки есть в каждом детском коллективе. По некоторым данным, их около 22%, по нашим наблюдениям их меньше – 10–12%.
Медлительность, как и её причины, бывает различной:
- Врождённой, в том числе и наследственной, обусловленной особенностями развития нервной системы, высшей нервной деятельности. Такие дети, как правило, медлительны в любых видах деятельности: в играх и еде, в речи и ходьбе, в любых движениях.
- Проявляющейся только в определённых видах деятельности. Здесь причины могут быть иными.
- Воспитанной условиями среды.
Медлительных детей нередко считают ленивыми, плохо соображающими, неспособными. При этом оцениваются не реальные способности детей, а их возможность успевать за определённым темпом работы, который задают взрослые.
В основе индивидуальных особенностей нервной системы ребёнка – они достаточно чётко проявляются в 5–6 лет – лежат свойства нервных процессов возбуждения и торможения, а также их различных сочетаний. Известно, что отдельные свойства нервной системы передаются по наследству, однако влияние окружающей среды, условия жизни и воспитания тоже имеют значение. Главная особенность медлительных детей – более низкая (примерно в два раза) скорость любых действий, любой деятельности и, конечно, всех движений. Они обычно робки, нерешительны, с трудом вступают в контакт со сверстниками и взрослыми, слывут тугодумами. А над их нерасторопностью, неуклюжестью порой насмехаются, особенно в детском саду. Эти дети не будут бойко отвечать на ваши вопросы, с охотой рассказывать стихотворение или петь песню, стремиться к шумным и активным играм. Они долго «примериваются», прежде чем начать что-то делать. Им легче выполнять то, что уже известно, опробовано, нежели что-то новое. Как правило, ещё до школы у этих детей накапливается опыт собственных неудач и неприятностей, связанных с медлительностью. Этими «копушами» и «мямлями» недовольны взрослые, их постоянно торопят, подгоняют, а нередко и запугивают: «Вот пойдёшь в школу, будут у тебя одни двойки», «Поторопись, в школе тебя ждать никто не будет», «В школе над тобой будут смеяться – полчаса шнурки завязываешь».
Подобная «подготовка» неизбежно вызывает новые трудности, но главная беда в том, что ребёнок уверен, что так оно и будет и он сам в этом виновен. Именно ощущение собственной вины – наиболее характерная черта медлительных детей, оно лишает их надежды на успех, на преодоление, делает все их действия ещё более неловкими и медленными.
Торопить – не торопить
А ведь, как правило, маленькие «черепашки» – вовсе не лентяи, и с интеллектом у них все в порядке. Всё непросто. Медлительность любой их деятельности связана с подвижностью нервных процессов. Скорость любого действия складывается из нескольких составляющих: сначала нужно сориентироваться, «что делать и как делать», а уже потом приступать к непосредственному выполнению действия или движения. Но и движение, как правило, тоже не выполняется «одним махом», в процессе выполнения есть остановки – паузы.
Если подробно разобрать, как работает медлительный малыш и почему он всё делает так долго, то можно отметить следующие особенности. У такого ребёнка время ориентировки гораздо продолжительнее (он дольше думает, что и как делать). Фактически это тоже связано с подвижностью нервных процессов. Так называемый латентный (скрытый, невидимый) период реакции – время, проходящее от сигнала к началу действия до возникновения действия, – у медлительных детей намного продолжительнее, чем у их сверстников. Они просто не могут быть быстрее!
Существует методика, которая позволяет достаточно просто проверить скорость движений ребёнка. Если захотите протестировать своё чадо, соблюдайте несколько условий:
- Малыш должен быть в хорошем состоянии (не напряжённым, не больным, не уставшим).
- Работать ведущей рукой.
- Задание следует повторить три раза и рассчитать среднее время его выполнения.
Положите перед малышом лист бумаги в клетку и попросите в каждую клетку (на любой строчке) ставить точку и громко считать до десяти. В среднем, шестилетки выполняют это задание за 10–12 секунд, семилетки – за 6–8 секунд; а у медлительных детей это время в 1,5–2 раза больше.
У каждого человека свой оптимальный (наиболее удобный и продуктивный) темп деятельности. У медленного ребёнка он значительно ниже. Конечно, взрослый человек может произвольно изменить темп своей деятельности и делать что-то быстрее или медленнее, но самый быстрый темп медлительного человека все равно будет ниже, чем у человека с высокой подвижностью нервных процессов. Ребёнок пяти-шести лет может работать только в свойственном ему оптимальном темпе. Причём многие исследователи считают, что индивидуальный темп деятельности – врождённая характеристика, изменить которую практически невозможно. Учтите это, дорогие родители.
О том, как строить отношения с медлительными детьми и готовить их к школе, – в следующих номерах нашей газеты.
Назад в раздел