Этапы большого пути

a:2:{s:4:"TEXT";s:275:"Трудно найти маму, которая не беспокоится о развитии своего малыша. Она «бомбардирует» своих близких многочисленными вопросами: «Как вы думаете, у нашего Ванечки все в порядке? Это ничего, что он говорит только отдельные слова, а его сверстники уже произносят целые фразы?..»";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

Для того чтобы правильно ответить на эти и многие другие вопросы, правильно оценить уровень физического и психического развития ребёнка, нужно знать закономерности «взросления» маленького человека и строить свои умозаключения только на основе объективных, научно подтверждённых данных. Разумеется, знание этих закономерностей – задача врачей-специалистов. Именно поэтому молодые мамы должны получать рекомендации и советы не от подруг и знакомых – иногда это может быть просто опасно, и даже не черпать их в специальной литературе, потому что вряд ли человек без соответствующей подготовки сможет там все понять и во всем разобраться. Ваш лучший помощник – педиатр, детский доктор.

Найдите десять отличий

Бытует мнение, что малыш – это тот же взрослый, только маленького размера. Это абсолютно неправильно. В период внутриутробного развития снабжение тканей эмбриона кислородом и питательными веществами происходит через пупочную вену. Лёгкие находятся в спавшемся состоянии, строение сердца плода обеспечивает поступление кислорода из большого круга кровообращения к лёгким через так называемый боталлов проток, соединяющий лёгочную артерию и аорту.

Сразу же после рождения ребёнок делает первый вдох. Лёгкие расправляются, и кислород начинает поступать в его организм совершенно по иному пути. Боталлов проток, без которого невозможна жизнь плода в утробе матери, после рождения уже не нужен и постепенно зарастает. Если это не произойдёт в течение первого года жизни младенца, ему ставят диагноз врождённого порока сердца. Получается, то, что до рождения было нормой, после рождения – болезнь!

Это лишь один пример того, что у ребёнка все органы и системы «функционируют» совсем не так, как у взрослого. Поэтому нормальные характеристики работы сердца, пищеварительного тракта, костно-мышечного аппарата, крови, нервной системы малыша очень отличаются от «показателей» его родителей. Характеристики эти меняются с каждым прожитым днем, месяцем, годом. Современная наука считает, что окончательное развитие всех систем организма завершается приблизительно к 21 (двадцати одному!) году.

В процессе созревания возможны какие-то отклонения в ту или иную сторону, человек – не машина. Такие проблемы иногда укладываются в диапазон нормальных значений, а иногда выходят за его пределы. Если это всё-таки происходит, то грамотное вмешательство соответствующего специалиста поможет компенсировать возникшие отклонения.

Всегда на страже

И всё-таки трудно представить, что каждого ребёнка будет постоянно наблюдать высококлассный специалист-педиатр. Да это, в общем, и не нужно. Необходимо, чтобы родители знали, в какие периоды развития малыша на какие органы и системы его организма они обязаны обращать особое внимание.

На этапе младенчества и грудного вскармливания – это, прежде всего, вес ребёнка. Так вы получите информацию о достаточности или недостаточности поступления в организм питательных веществ и, при необходимости, вовремя начнёте докармливание.

Далее – фиксация взора на ярких предметах, а затем и на фигурах мамы и папы. Уровень развития хватательного рефлекса, равномерность силы сжатия правой и левой ручкой и другие физиологические нюансы. Особое внимание обращайте на правильное и своевременное становление элементов высшей нервной деятельности. Вначале может быть оценена только неврологическая симптоматика, которая характеризует анатомо-морфологические особенности, то есть особенности созревания различных клеток головного мозга, степень миелинизации (защищённости) нервных волокон, адекватности формирования проводящих путей центральной нервной системы.

Впоследствии, когда вы получите более или менее ясную картину по этим направлениям, на первое место выходит оценка интеллектуальных характеристик ребёнка: уровня внимания, зрительного и звукового восприятия. Речь, сложнейшее психо-физиологическое явление, – один из наиболее интегральных показателей правильности формирования регулирующих механизмов центральной нервной системы. При произнесении членораздельных звуков происходит взаимозависимое функционирование лёгких, голосовых связок, различных отделов языка, губ, твёрдого и мягкого нёба, щёк. Однако дело тут не только в артикуляции, то есть правильном произнесении отдельных звуков и их комбинаций. А содержательная сторона речи? Оцените словарный запас ребёнка, умение грамотно строить предложения и фразы. Темп и эмоциональная окраска, особенности интонации и ряд других признаков речи, в том числе мимика и жестикуляция, позволяют оценить темпы и уровень развития психических способностей маленького человека. Правильно и грамотно это может сделать детский врач-психиатр.

Не бойтесь доктора!

Традиционно в нашей стране сложилось представление, что обращение за консультацией к детскому врачу-психиатру – это крайняя мера, и родители приходят к нам только после того, как у детей возникает серьёзный кризис. К сожалению, в этом случае взрослые теряют драгоценное время и создают большие проблемы и себе, и своим малышам.

В серии статей мы расскажем молодым родителям, как и в какие периоды жизни ребёнка можно оценить уровень его психического развития. На что нужно обращать особое внимание в поведении малыша, и в каком возрасте. Когда желательно, а когда обязательно и необходимо обратиться к детскому врачу-психиатру. И постараемся научить их не бояться этого врача.

Сергей Поздняков
заведующий детским консультативно-диагностическим отделением Центральной клинической психиатрической больницы Московской области



Назад в раздел