Режим на все времена

a:2:{s:4:"TEXT";s:200:"Учёные давно доказали, что в жизни ребёнка должно быть обязательное и «закономерное» чередование труда и отдыха. Рациональный режим дня – важнейшее условие для сохранения и укрепления здоровья малыша.";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

Жизнь, наполненная делом

На первый взгляд, всё очень просто: нужно составить список повседневных дел и установить время, когда ими нужно заниматься. Однако не торопитесь, рациональный режим дня – это, как правило, плод непростых семейных переговоров и консультаций со специалистами. Например, при разработке «домашней конституции» нужно обязательно учесть суточные колебания работоспособности маленького человека. Родители должны знать индивидуальные особенности, «биологические часы» своего ребёнка, чтобы установить оптимальное время режимных моментов.

С другой стороны, к установленным на семейном совете планам ни в коем случае нельзя подходить как к абсолютно жёсткому временному распорядку дня с обязательными, точно определёнными и ежедневно повторяющимися событиями. В этом случае жизнедеятельность малыша приобретёт монотонный характер, у него появится утомление. Выдающийся физиолог И.П. Павлов считал, что основу режима составляет «динамический стереотип» – регулярно повторяющаяся, но не инертная, а динамичная, изменяющаяся деятельность.

Распорядок дня с первых дней жизни ребёнка должен быть стабильным, но вместе с тем динамичным, его нужно постоянно «затачивать» под меняющиеся условия внешней среды. Постоянными должны оставаться только основные компоненты: время пробуждения и засыпания, длительность прогулок, время приёма пищи. Остальные виды деятельности могут варьировать по срокам и продолжительности. И чем больше распорядок дня будет учитывать индивидуальные особенности ребёнка, его склонности и интересы, тем лучше будут «чувствовать» себя все его физиологические системы, что обязательно отразится на состоянии здоровья и настроении малыша.

Кроме того, рациональный, соответствующий запросам вашего ребёнка режим – действенный способ выработки таких социально значимых качеств личности, как организованность, ответственность, целеустремлённость, сильная воля, умение ценить своё и чужое время. Одним словом, режим – это интересная, наполненная делом жизнь без лени, суеты и нервотрепки.

Для того чтобы правильно организовать для вашего ребёнка режим дня, педагоги-психологи рекомендуют:

  • проанализируйте обычное ежедневное поведение малыша в течение недели, начиная с утреннего пробуждения и до ночного сна;
  • выясните и обоснуйте с врачами и педагогами основные компоненты режима дня;
  • установите время, необходимое для спокойного приёма пищи и отдыха, а также занятий, предполагающих физические, умственные и эмоциональные нагрузки;
  • определите с доктором время для ночного сна;
  • уточните, сколько времени ребёнок гуляет, сидит у телевизора, за компьютером, читает или занимается музыкой;
  • соотнесите эти данные с вариантами режима, разработанного специалистами, выберите подходящий для вас вариант и внесите в него необходимые уточнения.

Малыш после болезни

Советуем родителям сделать одним из пунктов распорядка дня ведение дневника наблюдений за состоянием здоровья ребёнка. Это особенно важно для тех семей, где дети только что перенесли какое-то заболевание. Но такой дневник будет очень полезен для всех, кто хочет помочь своему малышу вырасти здоровым и сильным. Там вы будете ежедневно отмечать самочувствие своего чада, его сон, аппетит, работоспособность и всё, что сочтёте нужным.

Самочувствие – комплексная характеристика организма, включающая ряд признаков: ощущение бодрости или усталости, вялость или, наоборот, повышенная возбуждённость, наличие (или отсутствие) болей или неприятных ощущений в том или ином органе, части тела. Этот показатель можно оценивать по пятибалльной шкале (5 – отличное, 4 – хорошее, 3 – посредственное, 2 – плохое и 1 – очень плохое).

Если у ребёнка появляются необычные ощущения, нужно указать их характер, а также уточнить, после чего они возникают. Например, головные боли, головокружения могут начинаться при переутомлении.

Сон малыша, как правило, характеризуется быстрым (в течение 5–10 минут) засыпанием и лёгким пробуждением. Бессонница или сонливость, плохой сон с медленным засыпанием, ощущение вялости, «разбитости» после сна, а также неспокойный сон – симптомы переутомления или какого-то заболевания.

В дневнике наблюдений за состоянием здоровья ребёнка нужно отметить, сколько он спал, а при нарушениях сна – особенности этих нарушений.

Аппетит – также показатель общего состояния организма. Ухудшение или отсутствие аппетита может указывать на усталость. Отмечая возникновение этой проблемы, не упустите и другие тревожные признаки (жалобы на изжогу, боли в подложечной области).

Частоту пульса подсчитывают на лучевой артерии, располагая четыре пальца (а не один большой!) на левой руке. Нащупав кровеносный сосуд, нужно максимально ослабить давление, чтобы почувствовать колебания его стенок. Частоту пульса определяйте утром в постели после пробуждения, а затем сразу же после перехода в положение стоя. Как правило, она повышается в пределах 8–16 ударов в минуту.

Массу тела достаточно измерять один раз в неделю, лучше всего утром, натощак, после опорожнения мочевого пузыря и кишечника. Взвешивать ребёнка нужно на одних и тех же весах без верхней одежды.

После начала систематических занятий физическими упражнениями масса тела, как правило, несколько снижается за счёт освобождения организма от излишков воды и жира. Затем, после адаптации, она стабилизируется, а в дальнейшем постепенно нарастает за счёт увеличения мышечной ткани.

Работоспособность – также очень важный показатель в оценке состояния здоровья ребёнка. Естественная, нормальная реакция на правильно организованный режим – повышение работоспособности. Но не забывайте о том, что на общее состояние организма малыша могут отрицательно повлиять эмоциональные потрясения и даже просто ухудшение настроения. После выздоровления ребёнок ведет интенсивную умственную и физическую деятельность, которая вызывает утомление. Это состояние, которое малыш субъективно воспринимает как усталость, быстро исчезает после прогулок на свежем воздухе и занятий спортом. Еще раз напомним, что отдых для ребёнка – это не сидение у телевизора или за компьютером, а занятия домашними делами и физическими упражнениями в щадящем режиме.

Иногда у детей, приступивших после болезни к занятиям физкультурой, могут возникать ощущения недостатка воздуха, затруднённость дыхания. Фиксировать внимание на этих моментах нужно лишь в том случае, если одышка появляется после таких нагрузок, которые раньше выполнялись без всяких проблем, или резкое усиление дыхания долго не проходит даже после прекращения физических упражнений. Любые необычные изменения самочувствия, появляющиеся после занятий физкультурой, нужно отмечать в дневнике наблюдений.

В поле вашего постоянного внимания должно быть и нервно-психическое состояние ребёнка, так как после болезни у него может появиться целый комплекс расстройств (повышенная возбудимость, эмоциональная неустойчивость, рассеянность). Снижается продуктивность занятий, и, как следствие, возникают проблемы в школе. В это время родители обязаны проявить особую чуткость к малышу и помочь ему справиться с учебными трудностями.

Советы родителям

  • Выясните анамнез своих родителей, дедушек и бабушек. Это позволит установить возможные риски хронических заболеваний у ребёнка.
  • Внимательно и систематически наблюдайте за состоянием здоровья малыша, его физическим, умственным и психическим развитием.
  • Своевременно обращайтесь к специалистам в случае возникших отклонений, а также для профилактики заболеваний.
  • Пути лечения и восстановления здоровья малыша можно определить только вместе с врачом и точно зная диагноз.
  • Составьте режим дня ребёнка с учетом индивидуальных особенностей, состояния здоровья и строго соблюдайте его основные моменты.
  • Помните, что движение – это жизнь. Подберите для своего малыша (особенно если у него есть отклонения от нормы в состоянии здоровья) комплекс физических упражнений для утренней гимнастики, совершайте совместные прогулки и вместе играйте на свежем воздухе.
  • Контролируйте физическое развитие ребёнка: рост, вес, формирование костно-мышечной системы, особенно позвоночника и стоп, следите за осанкой, исправляйте её нарушение физическими упражнениями.
  • Учитесь понимать малыша по его поведению, настроению. Учитывайте особенности характера ребёнка в общении: не торопите медлительного, успокаивайте вспыльчивого. Если он раздражён, отвлеките внимание, переключите на другой вид деятельности или дайте возможность отдохнуть. Главное – не усугубляйте конфликт или проблему наказаниями.
  • Помогайте малышу в соблюдении режима и преодолении трудностей, консультируйтесь с психологом и специалистами по возрастной физиологии.

Евгения Бабенкова
кандидат педагогических наук



Назад в раздел