Что такое осень...
Для детей 2–3 лет
Что рассказать ребёнку
- Во время прогулки обращайте его внимание на осенние признаки: изменение погоды (холодно, идет дождь), состояние растений (с деревьев летят листья), поведение животных (птицы улетают). Да и жизнь людей изменилась – они надели тёплую одежду.
- Соберите листья, жёлуди, шишки, орехи и другой природный материал для поделок.
- Рассмотрите с малышом листья разных деревьев, обратите внимание на окраску, величину, сравните их.
- Вместе с ребёнком полюбуйтесь листопадом.
Во что поиграть
«Подарки осени»
Найдите и принесите домой «дары природы» – шишки, каштаны, листья, жёлуди. Пусть ребёнок узнает и назовёт предметы, а затем разложит в разные ёмкости: шишки к шишкам, жёлуди к желудям.
«Маленькие – большие»
Положите перед малышом листочки (шишки, яблоки) двух величин. Он должен выбрать только маленькие или только большие предметы.
«Найди такой же листочек»
Соберите букет кленовых (или дубовых) листьев. Затем покажите малышу один из них и попросите найти листочек такого же цвета или размера. Игру можно усложнить, если совместить два признака, например: «Давай найдём такой же маленький красный».
Для детей 6–7 лет
Что рассказать ребёнку- Вспомните с малышом названия всех осенних месяцев. Расскажите о том, как готовятся к зиме звери, когда и как собираются к отлёту в тёплые края птицы и почему они улетают. Обратите внимание на продолжительность светового дня, которая заметно уменьшилась по сравнению с летом.
- Расскажите о строении дерева, поясните отличия между хвойными и лиственными растениями. Рассмотрите с ребёнком листья (плоды, семена) различных растений, обратите внимание на их окраску, форму, величину.
- Куда осенью исчезают бабочки, комары, мошки? Бабочки окукливаются, многие жуки откладывают личинки и погибают, а некоторые насекомые забиваются в щели строений, под кору деревьев и так зимуют.
- У какого зверя в листопад рождаются детёныши? У зайчихи, её осенние зайчата так и называются – листопаднички.
Во что поиграть
«С какого дерева?»
Разложите перед ребёнком собранные на прогулке плоды и семена, предложите ему узнать и назвать дерево или куст.
«Времена года»
Рассмотрите вместе с малышом картинки с изображениями примет разных времён года. Предложите ему сгруппировать эти картинки, попросите объяснить свой выбор.
«Отгадай-ка!»
Ребёнка просят описать предмет так, чтобы партнёр по игре угадал, что это. При этом нельзя смотреть на «загадку» и называть её. Следите, чтобы использовались существенные признаки предметов.
«Дерево, куст»
Бросая мяч малышу, называйте разные деревья, кусты. Он должен поймать мяч и сказать вам, к какой группе растений «это» принадлежит. Например, взрослый кидает мяч и произносит: «Боярышник», ребёнок ловит его и отвечает: «Куст».
Назад в раздел