Проверка слуха
В логопедические группы детских садов для малышей с общим недоразвитием речи поступает всё больше соматически ослабленных и часто болеющих мальчиков и девочек. Как показывает анализ медицинских заключений от врачей-отоларингологов, среди них очень высок процент детей с различными заболеваниями лор-органов: аденоиды, тонзиллиты, хронические и аллергические риниты. Эти малыши заслуживают особого внимания. После перенесённых простудных инфекций у них могут развиться и даже стать хроническими острые и средние отиты, туботиты, экссудативные средние отиты.
Именно в такие периоды у ребёнка может наступить снижение слуха. Эти нарушения, как правило, носят временный характер и называются кондуктивной тугоухостью. Самое главное – при возникшем подозрении немедленно направить малыша на обследование. Родители должны обязательно проверить слух ребёнка после длительного и тяжёлого заболевания гриппом, отитом, паротитом, корью. А также после лечения антибиотиками и черепно-мозговой травмы. При современном уровне диагностики и лечения, скорее всего, все проблемы будут решены.
Иногда в логопедические группы приходят дети с нераспознанными расстройствами слуховой функции. Это происходит потому, что малыш не имеет острой симптоматики воспалительного процесса: при аденоидах, образовании серных пробок, аллергических ринитах. Например, присутствие серной пробки в ухе снижает слух на 15–20 ДБ.
Речь малышей с минимальным нарушением слуховой функции имеет свои особенности. Можно выделить ошибки общего характера, типичные для всех этих детей, и специфические ошибки, характер которых зависит от уровня развития речи ребёнка.
Типичные ошибки
- Малыши не воспринимают и не используют интонационные компоненты речи: она невыразительна, монотонна. Затруднено различение слов, звукокомплексов и звуков по высоте, силе, тембру голоса, слабо дифференцируют предложения по типу высказывания.
- Поставленные звуки долго не автоматизируются в речи.
- Нарушается слоговая структура: дети опускают звуки или безударные слоги в начале и конце слов. Страдает звуконаполнение – при кондуктивной лёгкой тугоухости больше искажаются слова, состоящие из звуков низкой и средней частоты.
- Неверно акцентируется ударный слог во многих словах.
- Выявляются литеральные парафазии (перестановки). Например: деревьев – деверьев.
- Возникают множественные неустойчивые замены и смещения звуков.
- Появляются неадекватные оглушения, озвончения и некорректное использование мягкости согласных.
- Задерживается освоение навыков звукового анализа и синтеза.
- Чётко видны уподобления и смешение значений акустически похожих слов.
- Упрощаются сложные и опускаются простые предлоги в спонтанной речи, даже при понимании их значения.
Специфические ошибки
- Употребление в родительном и дательном падежах существительных множественного числа с окончаниями «ах» (белках, пальцах, столах).
- Замена совершенного вида глагола несовершенным (Вова слил воду. – Вова лил воду).
- Неверное использование личных и временных окончаний глаголов (Миша шьен. Кресло стоял у окна).
- Упрощение, смешение аффиксов («январский день» – январкий день; «завязала» – звизала; мальчик перешёл дорогу – мальчик пришёл дорогу).
Практическая работа показывает, что в результате незначительного снижения слуха у ребёнка действительно возникают специфические трудности в преодолении речевого дефекта. Процесс коррекции замедляется, специальные программы усваиваются не в полном объёме и со значительными трудностями. Выработанные рече-двигательные звуковые стереотипы неустойчивы, грубо нарушается фонематическое восприятие. Родители должны внимательно следить за изменениями речи и поведения ребёнка, чтобы в нужный момент прийти ему на помощь.
Признаки того, что малыш начал хуже слышать
- У ребёнка изменился темп речи (начал говорить медленнее или наоборот).
- Он говорит громче обычного, не реагирует на тихие звуки.
- Не понимает отдельные слова, когда находится в шумной комнате.
- Начал следить глазами за артикуляцией говорящего, его мимикой.
- Включает телевизор громче обычного.
- Речь стала монотонной, в ней отмечаются оглушения, озвончения и неустойчивые замены звуков.
- Малыш опускает начало или конец слова.
- Отстаёт по развитию речи от других детей.
Назад в раздел