Кто поможет?
Так уж получилось, что современное общество почему-то не признает важность детской психиатрии. К большому сожалению, это относится и ко многим врачам, в особенности докторам общего профиля, которые часто недооценивают, а иногда просто не хотят замечать у детей нарушения, требующие вмешательства детского психиатра. А ведь хорошо известно: чем позже пациент попал на прием к специалисту, тем менее эффективно лечение.
Учимся говорить
Чаще всего в раннем возрасте встречаются различные формы задержек психоречевого развития. Главные причины – патологии беременности и родов, злоупотребление табаком, алкоголем, токсическими и наркотическими веществами, родовые травмы различной степени выраженности, недоношенность, врождённые хромосомные аномалии.
Сложно говорить о каких-либо чётких временных нормах развития речи, но мы считаем, что основанием для определения у ребёнка проблем такого рода служит отсутствие отдельных слов в возрасте 1,5 лет и несформированность фразовой речи к 2–2,5 годам. Этот факт сам по себе может быть обусловлен как наследственными факторами («мама и папа заговорили поздно»), так и наличием каких-либо значимых нарушений психики, вплоть до раннего детского аутизма или умственной отсталости. Но принять правильное решение об истинных причинах таких нарушений и предложить эффективное лечение могут лишь специалисты, которые знают эту патологию, умеют выявлять и лечить её.
Врачи общей практики, логопеды общепрофильных детских садов, друзья и соседи, как правило, успокаивают мам и пап: «Да не волнуйся, к 5 годам догонит, заговорит», но часто в 4–5 лет эти же люди упрекают родителей: «Ну что же вы так долго ждали, лечить надо было!» Именно в этом возрасте дети чаще всего и попадают на приём к детскому психиатру, правда, уже имея сопутствующие нарушения поведения, эмоций, отставание в интеллектуальном и физическом развитии. Организм человека, а тем более ребёнка — это единая система, в которой все компоненты тесно связаны, и когда нарушается работа одного из них (в данном случае формирование речи), постепенно и другие структуры начинают давать сбой.
Обратите внимание
Речевая и моторная задержка развития может быть не только самостоятельным диагнозом, но и одним из признаков более значимых психических нарушений. Одно из подтверждений этого тезиса – значительный рост заболеваемости детским аутизмом. В последние три года эта болезнь у детей 3–6 лет выявляется в два раза чаще, чем раньше. И это связано не только и не столько с улучшением качества диагностики, но и со значительным ростом заболеваемости.
При этом родители должны знать, что детей с «чистым» аутизмом (социальная отгороженность) сегодня практически нет. Это заболевание зачастую сочетает в себе выраженное отставание в развитии, снижение интеллекта, нарушения поведения с четкими ауто- и гетероагрессивными тенденциями. И, конечно, чем позже начинается лечение, тем тяжелее его отдаленные последствия. Более 40% детей 8–11 лет с этим диагнозом переходят в заболевания эндогенного круга, такие как шизотипическое расстройство или детский тип шизофрении.
«Неправильные» дети
Синдром дефицита внимания и гиперактивность сейчас являются, наверное, самыми популярными диагнозами, которые с удовольствием ставят терапевты, педиатры и неврологи. Но они почему-то забывают, что, согласно действующей номенклатуре болезней, эти проблемы относятся к нарушениям психики, и наиболее эффективным будет лечение таких малышей именно у детского психиатра и психотерапевта.
Иногда эти заболевания, если они не грубо выражены, могут скомпенсироваться самостоятельно, по мере роста и физиологического созревания ребёнка. Но зачастую, даже при благоприятном ходе процесса, результатами невнимания к таким проблемам становятся серьёзные трудности при обучении в школе и нарушения поведения со склонностью ко всему «отрицательному». Причем привыкание к «плохому» (различные зависимости, асоциальное поведение) у таких детей происходит значительно быстрее, чем у «правильных» подростков.
Боль на всю жизнь
Сегодня достаточно высок процент детей с диагнозом «умственная отсталость». Критерием для его постановки после достижения 3-летнего возраста является, прежде всего, отсутствие эффекта от интенсивного лечения в раннем детстве. Цель обучения таких малышей в специализированных коррекционных школах VIII вида – не интеллектуальная компенсация и попытка вывести их на «общевозрастной» уровень, а социально-трудовая адаптация и поиск того вида деятельности, который позволит им впоследствии существовать самостоятельно. К сожалению, это возможно только при лёгкой (редко – умеренной) степени заболевания. При более выраженных нарушениях такие пациенты в течение всей жизни нуждаются в уходе.
К нам приводят немало детей и с сугубо психическими нарушениями эндогенного круга. Речь идёт о шизофрении и расстройствах, с ней сходных, при которых происходит нарушение процессов мышления и грубо изменяются личностные особенности. Несвоевременное выявление и задержки с началом терапии этих расстройств всегда приводят к очень быстрому нарастанию дефекта личности.
Не бойтесь доктора!
Не пугайтесь слова «психиатрия», не стесняйтесь спросить у детского психиатра о том, что вас беспокоит в вашем ребёнке. Помните: своевременное обращение к квалифицированному специалисту предотвратит развитие грубых психических нарушений и даст вашему чаду возможность жить полноценной жизнью.
Назад в раздел