Непослушные

a:2:{s:4:"TEXT";s:249:"Как показывает статистика, подавляющее большинство родителей, среди которых немало учителей, психологов, воспитателей и врачей, сталкиваются с проблемой нарушения поведения, то есть повышенной активностью, а иногда даже агрессивностью своих малышей.";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,
сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает,
действует, бегает, кричит, пусть он находится
в постоянном движении!
Жан-Жак Руссо

Получается, что даже профессионалы далеко не всегда могут правильно построить отношения с ребёнком, и «непослушание» стало едва ли не главной отличительной чертой современных детей. Под этим термином специалисты понимают три вида поведения.

  • Малыш не выполняет указания взрослого в течение «допустимого» времени. В большинстве случаев «допустимое» время не превышает пятнадцати секунд, хотя родители могут выдвигать конкретные условия, например: «Когда досмотришь мультфильм, собери игрушки!»

  • Ребёнок перестает подчиняться указаниям взрослого и не выполняет его требования.

  • В определённой ситуации малыш не способен следовать правилам поведения, которые для него сформулировали родители.

Как видите, речь идёт о пассивном уклонении от выполнения требований взрослых или установленных домашних правил. Именно в таких случаях говорят о непослушании. Однако иногда дело доходит и до «вызывающего поведения», когда ребёнок оказывает активное «сопротивление» – отказывается вербально, устраивает истерики или даже проявляет физическую агрессию.

Родители должны понимать, что определённая степень «неповиновения» нормальна для детей, особенно старших дошкольников, и такие проявления не нужно рассматривать как патологию. Иногда для решения проблемы используют щадящие способы вмешательства, такие как тренинг взрослых по коррекции поведения ребёнка. Основанием для проведения лекарственной терапии может служить наличие как минимум двух из перечисленных симптомов:

  • некоторые элементы поведения ребёнка не соответствуют возрасту или проявляются в значительно большей степени, чем у его сверстников;

  • малыш испытывает трудности с адаптацией в обществе: у него возникают проблемы с уходом за собой, социальным взаимодействием с членами семьи и ровесниками, выполнением соответствующих возрасту обязанностей по дому, а также самостоятельным соблюдением установленных правил;

  • поведение ребёнка вызывает значительный эмоциональный дистресс, то есть страдание, а также ущерб для него самого или, что более вероятно, его родителей, братьев и сестёр, сверстников.

В этом случае у малыша может возникнуть дезадаптация и в дальнейшем сформироваться социальная и академическая неуспешность или даже антисоциальная активность. Это означает, что «приносящая ущерб дисфункция» существует, и возникшие риски оправдывают клиническое вмешательство.

«Рецепт» для «нехочухи». Некоторым родителям, у которых есть собственные психологические или психиатрические проблемы, значительные страдания причиняет даже нормальное, совершенно заурядное непослушание малыша. Терапия, связанная с поведением ребёнка, здесь не нужна: специалисты должны помочь взрослым изменить требования к малышу и справиться со своей болью.

Иногда мамы и папы, у которых нет серьёзных психологических расстройств, просто чрезмерно обеспокоены адаптацией ребёнка и уровнем собственной родительской компетентности. В этих случаях врачу достаточно только ободрить их: с малышом всё в порядке, и взрослые вполне справляются со своими родительскими обязанностями.

И, наконец, самый распространённый вариант: уровень оппозиционного поведения ребёнка – выше нормального, но не достигает клинически значимого порога девиантности (отклонения): его поведение не заставляет страдать родителей и не приводит к значительному замедлению процесса адаптации. Окружающие считают таких детей упрямыми, волевыми, темпераментными, жёсткими, но эти характеристики личности сами по себе никак не оправдывают клиническое вмешательство.

Особое внимание родители и специалисты должны обратить на те редкие случаи, когда дети серьёзно страдают от собственного поведения, хотя оно не является клинически девиантным. Это возможно при возникновении социальной фобии, большого депрессивного, дистимического или обсессивно-компульсивного расстройства. Такие малыши, скорее всего, нуждаются в клиническом лечении.

Как видите, уважаемые родители, проблема «детского непослушания» многогранна и междисциплинарна. Для определения тактики работы с детьми, у которых она возникла, чрезвычайно важно как можно раньше выявить настораживающие симптомы и сразу же обратиться к специалистам: неврологам, психологам, психиатрам, педагогам. С их помощью ваш ребёнок преодолеет все возникшие трудности и найдёт своё место в окружающем мире. А своевременно назначенное медикаментозное лечение не только гармонизирует развитие малыша, но и поможет решить многие семейные проблемы.

Симптомы оппозиционного расстройства у детей.

  • Проявления негативного, враждебного поведения продолжаются как минимум шесть месяцев, при этом присутствуют четыре (или более) из следующих симптомов: – часто выходит из себя;
    – спорит с взрослыми;
    – активно сопротивляется или отказывается выполнять требования родителей;
    – специально раздражает окружающих;
    – обвиняет других в собственных ошибках или неправильном поведении;
    – легко обижается, его раздражают другие люди;
    – бывает злобным и мстительным.

  • Поведение ребёнка вызывает клинически значимое негативное влияние на его успехи в социальной, академической и трудовой деятельности.

  • Нарушения поведения наблюдаются не только в связи с течением психотического расстройства или плохим настроением.

Инна Щедеркина
заведующая консультативно-неврологическим отделением Морозовской детской городской клинической больницы
кандидат медицинских наук



Назад в раздел