Привычка привычке рознь
Объединяет эти действия то, что ребёнок совершает их не до конца осознанно, погружаясь в состояние, когда он не полностью себя контролирует. Именно поэтому, сформировавшись и закрепившись однажды, они так трудно преодолеваются, повергая родителей в праведный гнев или уныние, формируя у малыша чувство вины.
Однако хорошо известно, что природа не терпит не только пустоты, но и бессмысленности – любое явление несёт в себе какую-то, не всегда очевидную, целесообразность. Если говорить о «вредной» привычке как об однообразном, многократно повторяющемся действии, которое производится автоматически и не имеет конкретной осознанной цели, то её значение для организма надо искать не вовне, а внутри.
Мозг хочет наслаждений
Несколько десятков лет назад был поставлен классический опыт на крысах. Животным вживляли электроды в определённые участки мозга, связанные с переживанием удовольствия, и давали возможность самим раздражать их слабым электрическим током. Результаты опыта были печальны: крысы бесконечно нажимали на педаль, вызывающую «разряд удовольствия», забывали обо всех других потребностях и погибали, в конце концов, от истощения. Очевидно, что и мозг человека имеет способность изменять своё состояние за счёт внешних воздействий, «добывая» эти воздействия тогда, когда они ему необходимы.
Вспомните: вам приходилось, устав, слегка раскачиваться, сидя в кресле? Или постукивать пальцами по столу в ситуации напряжённого ожидания? Эти однообразные ритмичные движения слегка изменяют физиологическое состояние мозга. Психофизиологи называют такие действия аутостимуляциями, с их помощью переходят в активное состояние особые структуры головного мозга, ответственные за чувство удовольствия.
Большинство «вредных» привычек как раз и носит характер аутостимуляций. Их однообразное повторение приводит к синхронизации мозговых ритмов, которая характерна для процесса засыпания – мозг погружается в состояние, промежуточное между сном и бодрствованием, тревога и напряжение притупляются.
Кроме этого, большинство привычек имеет и физиологическое значение: при обгрызании карандаша или ногтей сокращаются челюстно-лицевые мышцы, а также – забавно, но факт – улучшается мозговое кровообращение. Верчение предметов в руках, различные манипуляции пальцами стимулируют деятельность мозга – упражнения по мелкой моторике полезны для умственного развития ребёнка. Раскачивание перед сном, сосание соски и даже такая неприятная «привычка», как биение головой о подушку в процессе засыпания, – не что иное, как помощь в синхронизации ритмов мозга, необходимой для перехода ко сну.
Боль вместо радости
Известно, что «вредные» привычки чаще встречаются у детей с так называемым госпитализмом, – выросших в детских домах, живших в раннем возрасте длительное время в больнице без матери. Печальный жизненный опыт этих малышей способствует формированию повышенного уровня тревожности, а значит они активно используют разные способы самоуспокоения. И давно доказано, что «неправильное» воспитание с использованием сосок, колыбельных и укачивания младенцев способствует более активному созреванию мозговых механизмов. Как это ни парадоксально, ребёнок, которого достаточно долго не лишали груди и/или соски, во взрослой жизни имеет меньше потребности в аутостимуляции, чем малыш, самостоятельно бодрствовавший и засыпавший.
Некоторые родители скажут: но мы столько времени посвятили нашему малышу, кормили грудным молоком почти до двух лет, а всё равно – и палец сосёт, и волосы перед сном на палец наматывает… Действительно, иногда дети из самых, казалось бы, благополучных семей тоже страдают «вредными» привычками. Потребность в аутостимуляциях велика у несбалансированного мозга, особенно в тех ситуациях, когда требования окружающего мира оказываются выше адаптационных возможностей малыша. Крепкая, здоровая нервная система лучше выдерживает внешние воздействия, легче переходит от сна к бодрствованию и обратно. Но если она по каким-то причинам не очень устойчива (кислородное голодание во время беременности, частые простудные заболевания, врождённая повышенная чувствительность), внешние влияния могут оказаться для неё чрезмерными, и нервная система будет «защищаться» привычными аутостимуляциями.
Есть и крайне неприятные привычки, такие как выдёргивание волос на голове или теле, выщипывание ресниц, жевание языка, надкусывание внутренней поверхности щёк. Опыт показывает, что чаще всего они возникают в тех ситуациях, когда ребёнок недополучает положительный телесный контакт с близкими: объятия, поглаживания, игры. Болью он как бы стремится компенсировать нехватку тех ощущений, которые ему жизненно необходимы.
Что плохого во «вредных» привычках?
Главное, что настораживает при возникновении этих привычек у ребёнка, – дисбаланс в его адаптации к окружающему миру.
«Обычные» проблемы такого рода – сосание пальца, раскачивание, обгрызание ногтей, ковыряние в носу – встречаются часто, проявляются не очень интенсивно. Они не препятствуют развитию ребёнка, его взаимодействию с миром и обычно проходят сами. Но в ряде случаев нужно провести тщательный анализ причин возникновения этих привычек и провести серьезные мероприятия по их преодолению: выщипывание волос и ресниц, нанесение себе повреждений. Они могут свидетельствовать о расстройствах психики малыша, поэтому нужно обязательно проконсультироваться у врача.
Если подойти к аутостимуляциям с профессиональной точки зрения, то «вредными» они становятся тогда, когда мешают ребёнку полноценно взаимодействовать с окружающим миром. Когда малыш избегает общения, не проявляет интереса к происходящему, заменяя это привычными действиями и «уходом в себя». В такой ситуации должен сказать своё слово специалист, так как велика вероятность душевного неблагополучия ребёнка.
В то же время не нужно путать «вредные» привычки с навязчивыми движениями – тиками. Часто взрослые склонны считать привычкой такие проявления, как поперхивание или подкашливание (без признаков простудного заболевания), передергивание плечами как бы для того, чтобы поправить одежду или воротник, гримасничанье. В основе навязчивых движений лежат другие мозговые механизмы, они менее произвольны и осознанны, чем привычные действия, хотя их причиной тоже могут служить тревога и утомление.
Малыш и сам понимает, что делает не то, что надо, просто не контролирует себя в данный момент
Лучший рецепт
Родители часто остро переживают появление той или иной привычки у ребёнка, считая это проявлением неправильного воспитания. Они ругают, запрещают, наказывают малыша – и приходят к обратному результату. Испытывая огромную тревогу под гнётом родительского прессинга, ребёнок ещё больше нуждается в самоуспокоении – и получает его привычным способом. Круг замыкается, а неспособный вырваться из него малыш постепенно убеждается в том, что он «безвольный», «испорченный», «нарочно огорчает родителей». Порицания и наказания не помогают отказаться от привычки (он делает это не совсем осознанно, скорее автоматически уходя от неприятных ощущений), но заставляют ребёнка признать собственную порочность.
Попробуйте обратить внимание на те ситуации, когда малыш погружается в привычные действия. Это, как правило, либо усталость, либо тревога, либо скука. Следовательно, таких состояний и нужно избегать. Если ребёнок занят и ему интересно, что происходит вокруг, то вряд ли он вспомнит о привычке сосать палец. Адекватный режим дня, соответствующие возрасту умственные и эмоциональные нагрузки, позитивные отношения с окружающими – лучший рецепт от «вредных» привычек.
Нужно ли взрослым обрывать, прекращать привычные действия ребёнка? Прекращённое действие возобновится опять, как только вы перестанете ему препятствовать. Ребёнок, впрочем, должен знать, что вы не одобряете эти действия, поэтому спокойно скажите ему: «Перестань, пожалуйста» или уберите руку из неподобающего места. Это более эффективно, чем длинные нравоучения или «страшилки» – мол, «будешь часто трогать, оно отвалится». Малыш и сам понимает, что делает не то, что надо, просто не контролирует себя в данный момент.
Главное – отнеситесь к «вредной» привычке спокойно и конструктивно. Подумайте, что вы можете сделать для её преодоления, но будьте готовы, что этого может оказаться недостаточно. Ни один самый известный специалист не обладает волшебной палочкой, взмахнув которой сможет сразу же разрешить проблему. Не травмируйте ребёнка своими переживаниями. Постарайтесь обеспечить его потребности в чувстве защищенности, в вашей любви, а также сне, отдыхе, впечатлениях, подвижных играх. Будьте последовательны в своем поведении, помогите малышу осознать, почему свои действия необходимо строго контролировать. И помните: привычки нелегко преодолеваются, но однажды проходят и больше не возвращаются.
Назад в раздел