Бегуны и акробаты

a:2:{s:4:"TEXT";s:141:"Выбор спортивных занятий зависит от многих факторов. Но есть такие упражнеия, которые необходимы для нормального развития и роста всех детей.";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

Итак, начнём с ходьбы. Прогулки на свежем воздухе необходимы каждому человеку. Однако, гуляя с ребёнком, взрослым следует помнить, что темп прогулки нужно выбирать так, чтобы малыш не чувствовал себя несчастным. Как часто можно наблюдать такую картину: ребёнок просится на руки, а взрослые ругают его за упрямство, не отдавая себе отчёт в том, что маленькому человеку просто тяжело. Постепенно увеличивайте время непрерывной ходьбы: дошкольник 5,5–6 лет может гулять в небольшом темпе до 30–40 минут.

Лучшее место для прогулок – парки и скверы, а если там есть небольшие подъёмы и спуски, то пользы будет ещё больше. Практикуйте и ходьбу по разным поверхностям: песку, гальке, дорожкам, усыпанным еловыми шишками, по траве (или снегу), даже в лесу или в поле по пашне. На ровной поверхности попытайтесь научить малыша ходьбе на носках и пятках, на наружном и внутреннем ребре стопы. Поиграйте с ребёнком: пройди, как ходит мишка, как лисичка или зайчик. Походите боком (правым и левым) и спиной вперед (со страховкой), в низком приседе (как уточка) и с высоким подниманием бедра (как цапля).

Если в парке оборудована специальная площадка, то ваши занятия пройдут ещё интереснее: можно пройти по бревну, перешагнуть через него (перелезть) или подлезть. Предварительно потренируйтесь: начните с ходьбы по прямой линии, нарисованной на асфальте, затем положите веревочку, доску, потом перейдите к ходьбе по поваленному дереву или бордюру. Хорошо походить с разным положением рук: в стороны, вверх, прижатыми к туловищу; с небольшим грузом на голове (например, мешочком с крупой 100 г) для формирования правильной осанки.

Не отменяйте прогулку в плохую погоду, она поможет закалить ребёнка – надо лишь правильно его одеть.

Бег, как и ходьба, необходим вашему малышу. В шестилетнем возрасте ребёнок может пробегать более 2 км. Все зависит от того, насколько он привык к этому. Дошкольники и младшие школьники легко справляются даже с длительными пробежками (более 20 минут), если заниматься с ними постепенно. Такие занятия должны проводиться только вместе с родителями, в парке, подальше от автомобильных дорог. Ещё лучше, если вы будете бегать в разных местах: то по пересечённой местности, то на стадионе или ровной площадке.

Если ваш малыш научится двигаться в ровном темпе, изменять скорость бега, его направление, бегать боком, спиной вперед, с высоким подниманием бедра и захлёстом голени, не «шлёпая» ногами, то это замечательно! А чтобы помочь ему освоить эту науку, нужно больше играть с ребёнком. Подойдут и простые пятнашки, и всевозможные «ловишки», соревнования типа эстафет, переноска мелких предметов на скорость.

Прыжки, пожалуй, одно из любимейших занятий дошкольников (особенно на диване или кровати с пружинами). Однако прыгать лучше на улице: на одной и двух ногах, на месте и с продвижением, с небольшой высоты и в высоту, в длину с места и с разбега, с опорой и без, через скакалку и обруч, с поворотами на 90–180о. Есть немало подвижных игр с прыжками, например попрыгунчики, удочка, салки на одной ноге, классики.

Метания и броски. Дошкольника нужно научить метанию в цель и на дальность. Подойдут мелкие предметы: камушки, мячики, мешочки с песком или крупой, кольца и другие предметы (помните о безопасности окружающих!).

Броски и ловля мяча также помогут ему правильно развиваться. Существует так называемая «школа мяча», заключающаяся в обучении бросать этот предмет в различных направлениях и ловить его различными способами. Ловле, кстати, научить немного труднее, чем броску. В мяч интересно играть и с партнёром (сначала это должен быть кто-то из родителей), и у стенки, и просто отбивая от пола. Постарайтесь найти для ребёнка мячи разных размеров, с разным уровнем прыгучести, научить его отбивать и бросать мяч двумя руками и одной, на месте и в движении, с поворотами и прыжками. Для детей пяти-шести лет рекомендуется немало игр с мячом: попади в цель, зеваки, кто дальше, кто выше и многие другие.

Висы и лазание. Сейчас во дворах оборудовано немало игровых площадок, но трудно убедить некоторых взрослых в том, что для гармоничного развития ребёнку нужно много лазать, висеть, подтягиваться. «Снарядовая» гимнастика малышу просто необходима, эти упражнения развивают ловкость и силу. Многие родители приобретают для своих детей домашние гимнастические городки и с удивлением наблюдают за необыкновенной цепкостью маленького человека. Конечно, на первых порах необходимо подстраховывать ребёнка, следить, чтобы он не слишком затейливо использовал гимнастический снаряд. Положите на пол матрас, толстый коврик, а с места «приземления» уберите мячи, игрушки и другие предметы.

Если гимнастического городка, шведской стенки, качелей, перекладины у вас нет, ребёнку всё равно необходимо заниматься гимнастикой и лазанием. Подойдут небольшой коврик, пара стульев и другая мебель, на которую малыш может залезть, не травмируясь. Однако такие игры лучше контролировать, чтобы избежать травм.

Акробатикой лучше заниматься вместе с ребёнком. На коврике можно легко научиться простейшим перекатам в группировке: вперёд-назад, в стороны. Детям, хорошо освоившим перекаты в группировке, можно предложить их выполнение из упора присев или из седа на пятках.

Многие малыши любят кувыркаться. Но это довольно опасное упражнение: голова ребёнка велика, мышцы шеи не укреплены. Следите, чтобы он не ставил голову на лоб – только на затылок!

Самый большой восторг у малышей вызывают парные упражнения с родителями. Для такой гимнастики следует научиться выполнять хваты, а затем можно переходить к поддержкам и групповым упражнениям, например пирамидам, в которых могут принять участие все члены семьи.

Елена Лапицкая
доцент Института возрастной физиологии РАО
кандидат педагогических наук



Назад в раздел