Только держись

a:2:{s:4:"TEXT";s:197:"Школа – всегда испытание для малыша. Он ещё не знаком с технологией учебного процесса, не научился правильно реагировать на задания взрослого и поэтому испытывает огромную психологическую нагрузку.";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

В подготовительной группе детского сада можно провести цикл игр-занятий по формированию познавательных процессов и произвольности, которая поможет будущему первокласснику успешно усвоить основы учебной деятельности.

Группа учёных разработала специальную программу экспресс-подготовки к школе для детей 6–7 лет. Она включает в себя 22 занятия, которые проводятся в группе один раз в неделю с элементами фронтальной формы работы (средняя часть занятия). Продолжительность одного урока – не более 35 минут. Разработанные нами упражнения вполне можно использовать и в домашних условиях, но предварительно нужно обязательно посоветоваться со специалистом.

Вводная часть. Главная цель – настроить группу на совместную работу. Специалисты считают, что нужно разработать постоянные формы приветствия и завершения урока. Таким образом мы ритуализируем процесс начала и окончания занятия, что помогает детям настроиться на рабочий лад. Приветствие может выглядеть так: дети встают в круг, берутся за руки, а потом громко и дружно говорят «Здравствуйте!», опуская и поднимая руки в такт слову.

Рабочая часть. Это – основная смысловая нагрузка урока. Задания выполняют на бланках и в тетрадях. Для более эффективной тренировки они повторяются каждое занятие. Если дети хорошо справляются, можно усложнить задачу.

Завершающая часть. Очень важно, чтобы каждый участник урока испытывал положительные эмоции после его окончания. Завершение происходит так же, как и приветствие, дети говорят друг другу «До свидания!».

Ведущий должен постоянно следить за тем, чтобы все дети были включены в работу, не уставали, не отвлекались. Поэтому на каждом уроке можно использовать процедуры, которые помогают снять эмоциональное и мышечное напряжение:

  • упражнения на мышечную релаксацию;

  • дыхательная гимнастика (успокаивают нервную систему);

  • мимическая гимнастика (снимает общее напряжение);

  • двигательные упражнения – попеременное или одновременное выполнение движений разными руками под любую текстовку (помогают межполушарному взаимодействию);

  • чтение детских потешек с чередованием движений, темпа и громкости речи (способствует развитию произвольности).

Работу по этой программе нужно начать в октябре, после завершения периода адаптации детей к детскому саду.

Игры-задания

Запомни и повтори. Игра проходит в кругу. Ведущий называет любой случайный предмет, потом по кругу все дети должны вспомнить предметы, которые были названы до него, соблюдая очередность, и прибавить к цепочке свое слово. Таким образом, количество слов постепенно увеличивается, и достигает максимума к последнему участнику круга. По желанию, любой из группы может попытаться повторить все слова. Рекомендуется использовать цепочку из 10–15 слов.

Запомни фигуры. Детям предлагают запомнить фигуры на доске. Затем они закрываются, а малыши должны нарисовать их синим карандашом. Затем фигуры открываются, и дети должны исправить ошибки на своём рисунке зелёным карандашом.

Кто больше. Игра проводится в кругу. Начиная с ведущего, все по очереди должны вспомнить названия на заданную тему (животные, растения, транспорт, еда). Нельзя повторяться и называть понятия, не относящиеся к теме или являющиеся общими (например, в теме «растения» ответ «цветок» – это понятие более широкое, и надо дать конкретное название цветка, дерева, травы). Если ребёнок повторяется или не может найти ответ, он выбывает из игры и становится наблюдателем, цель которого отслеживать правильность ответов других участников. Игра идёт круг за кругом, пока не выявится победитель.

Кто где сидел? Игра в кругу на стульчиках. Один ребёнок запоминает, где сидят участники игры, выходит из круга и отворачивается. Игроки быстро пересаживаются, а вернувшийся должен всех рассадить по своим местам.

Прямой счёт. Дети встают в линию или полукругом, лицом к ведущему. Он бросает малышам по очереди мячик и называет какое-нибудь число. Ребёнок, получивший мячик, должен вернуть его ведущему, назвав число, на единицу большее, чем то, какое ему сказал ведущий. В зависимости от уровня знаний диапазон чисел можно ограничить первым, вторым десятком или сотней.

Обратный счёт. Проходит так же, как и прямой счёт, но дети называют не большее, а меньшее на единицу число.

Слушай хлопки. Дети ходят по залу, и как только услышат хлопки, должны сосчитать их и превратиться в заданную фигуру. На 1 хлопок – в цаплю, на 2 – в сову, на 3 – в лягушку, на 4 – снова идти по залу.

Бусы. Детям раздают бланки, на которых нарисованы круги с цифрами внутри. Задание: каждый круг – это ниточка для бус. Надо нарисовать на каждой из них столько бусинок, какое число стоит внутри. Затем бусы надо разукрасить.

Бывает – не бывает. Ведущий называет различные явления, малыши хлопают в ладоши, когда то или иное явление существует, и не хлопают, если это небылица. (Варианты небылиц: синяя собака, люди летом в шубах.)

Нарисуй нелепицу. Дети должны придумать и нарисовать что-то, чего не бывает. Затем устраивается выставка, где каждый рассказывает о своей идее.

Четвёртый лишний. Из четырёх перечисленных ведущим слов надо исключить лишнее слово, а остальные объединить обобщающим понятием.

Пикколо. Следуя командам ведущего, дети выполняют разные действия. При слове «пикколо» малыши должны поднять на уровень плеч ладони, с выпрямленными указательными и средними пальцами при остальных пальцах собранных в кулак, и пошевелить ими как при игре «коза рогатая». При команде «башня» дети ставят перед собой руки «кулак на кулак». После слова «стена» игроки должны поставить прямые ладони ребром к полу, параллельно друг другу, пальцами от себя. «Плоскость» –движения напоминают поглаживание стола из стороны в сторону. Ведущий намеренно показывает неправильные движения с целью запутать игроков.

Мария Гринева
кандидат психологических наук



Назад в раздел