Из детского сада - в школу

a:2:{s:4:"TEXT";s:263:"Как утверждает народная мудрость, человек учится всю жизнь. Но один из самых важных переходных» моментов развития – «граница» между дошкольником и учеником: полностью зависящим от взрослых ребёнком и маленьким человеком, умеющим принимать самостоятельные решения.";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

Здесь и сейчас

Родители, учителя и воспитатели детского сада, как правило, по-разному представляют, какие плоды должно принести дошкольное образование. В самом деле, что должен знать и уметь малыш, который собирается отправиться в школу? Для педагогов и психологов дошкольного учреждения ответ на этот вопрос очевиден: нет, да и не может быть никаких целей, ради которых можно жертвовать качеством жизни ребёнка. Не надо торопиться, не следует спешить с введением дополнительных предметов и подготовкой к взрослой жизни. А вот большинство родителей настроены на то, что, наоборот, нужно максимально интенсифицировать этот процесс: как можно раньше начинать обучение, с самого раннего возраста учить английский язык, ходить на музыку и танцы. Школьные учителя не выдвигают к своим будущим ученикам таких высоких требований, они просто хотят, чтобы к ним из детского сада приходили уже подготовленные малыши, которые умеют читать, писать и считать.

Можно ли разрешить этот своеобразный «конфликт», тем более что в данном случае все, похоже, по-своему правы? Эта задача не так проста, как может показаться на первый взгляд. Конечно, ребёнок имеет полное право полноценно жить именно сегодня, в настоящий момент времени, а не готовиться к «будущему», жертвуя своими детскими интересами. Но, с другой стороны, взрослые могут и должны выделить сквозные линии, которые задают преемственность между разными этапами образования.

Игра – это серьёзно

Если взрослые хотят обеспечить качественное «преодоление» дошкольного этапа образования, они обязательно должны учитывать, что главная деятельность малыша – это, конечно, игра. Именно таким образом происходит развитие и становление личности, освоение норм взрослой жизни. Кроха именно в игре учится взаимодействовать с другими детьми, лучше понимать свои желания и потребности. То, что взрослому, родителю может казаться неважным и несерьёзным, является жизненно важным для ребёнка.

И совсем не случайно новые стандарты дошкольного образования не предусматривают получение детьми предметных знаний. Там прописаны пять предметных направлений, по которым должны работать воспитатели и педагоги: познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, речевое и физическое развитие. Для детей создаётся специальная предметно-развивающая среда, которая сама по себе поможет усваивать те или иные знания. По всей видимости, вместо традиционных, привычных всем занятий в детских садах разработают и введут творческие «уроки», на которых дошколята будут в игровой форме искать выход из разных непростых ситуаций, получая при этом новую, жизненно важную для них информацию.

При этом в стандарте неоднократно говорится о том, что никакой промежуточной диагностики и аттестации в дошкольном учреждении не будет: в документе описаны только целевые ориентиры, которые должен иметь в виду педагог. Ни в коем случае не должно быть тестирования, определяющего соответствие или не соответствие малыша неким шкалам и показателям. Дошкольное детство само по себе является огромной ценностью, задача педагогов и воспитателей – максимально обогатить и насытить среду, окружающую ребёнка.

Новая жизнь

Когда ребёнок отправляется в первый класс, ведущей для него становится учебная деятельность. Конечно, педагог начальной школы должен понимать, что поведение и психологическое состояние малыша не могут сразу же качественно измениться, и его главная задача – помочь ребёнку совершить этот «переход через Альпы».

Как правило, трудности возникают именно в первом классе. Многие дети, особенно шестилетки, не готовы к школьному обучению. Для того чтобы поддержать таких малышей, по всей видимости, нужно создавать особые игровые зоны, использовать творческие формы подачи материала. Главная задача начальной школы – сформировать у малыша позицию ученика, воспитать умение и желание учиться. Он должен с удовольствием и даже радостью самостоятельно решать задачи, делать домашнее задание и даже собирать портфель в школу.

В государственном стандарте предусмотрены три вида результатов этого периода обучения: предметные, метапредметные и личностные. Предметные результаты – это умение читать и писать, таблица умножения и главные законы окружающего мира. Метапредметное направление дошкольного образования предполагает освоение некоторых общих знаний, которые важны для всего образовательного процесса – например, способность решать задачи или строить модели, понимать текст. А вот личностные результаты связаны с развитием способностей ребёнка и решением определённых социальных задач – малыш должен научиться ставить перед собой цели и достигать их, соотносить свои действия с результатом и полноценно общаться со сверстниками и взрослыми.

Никогда не поздно

В современных условиях особенно остро стоит вопрос о профессионализме преподавателя. Новый образовательный стандарт предполагает, что педагог должен не только учить решать задачи или понимать текст, но и выходить далеко за пределы предметных тем, помогая развивать воображение, творческие и личностные способности своих воспитанников. Именно таким образом можно и нужно обеспечить преемственность между детским садом и школой, «соединить» два этапа развития маленького человека.

К сожалению, родители зачастую пытаются выстраивать эту преемственность только на основе предметного образования. В некоторых садах (особенно частных) применяется практика раннего начала обучения. Малышей уже в три года сажают за парты и начинают «проходить» с ними логику и математику. Это совершенно неправильно! Дети в таком возрасте совершенно неспособны к систематическому обучению. Точнее, их можно усадить за учебники, но они всё равно будут постоянно отвлекаться, шалить и пытаться убежать. И вовсе не из вредности, а от того, что такая деятельность не соответствует их возрасту.

Каким же образом можно задать линии преемственности дошкольного и начального этапов образования? На наш взгляд, есть три главных направления, по которым должны двигаться педагоги и родители.

Преемственность программ. Учителя начальной школы часто жалуются на то, что детей, имеющих трудности в обучении, плохо подготовили в детском саду. А педагоги-дошкольники после посещения открытых уроков в начальной школе сетуют на невостребованность или повторение материала, который они дают на своих занятиях.

Возможно, одна из причин этого непонимания кроется в несогласованности действующих программ дошкольного образования и обучения в начальной школе. В дошкольных программах главное внимание уделено психолого-педагогическому сопровождению, позитивной социализации и возможностям базового развития ребёнка. А в школьных программах основная задача – приобретение знаний и формирование учебной деятельности. Залогом гладкого и успешного перехода дошкольников к обучению в школе может и должно стать единство требований и стандартов этих программ.

Преемственность в развитии способностей. Известный российский психолог А.Асмолов высказал очень интересную мысль: «Стандарт – это культурная норма поддержки разнообразия». Действительно, преемственность возникает на уровне универсальных учебных действий.

«Заказ» школы для детского сада может быть сформулирован только на языке метапредметных результатов, на языке способностей. И какие же способности, с точки зрения школы, должны развиваться у ребёнка в детском саду? Наверное, в каждом учебном заведении эти «заказы» будут разные. Если школа лингвистическая, она будет делать упор на развитие языковых возможностей, грамотную и связную речь. Математическая больше ориентирована на развитие логики и мышления. Но в любом случае детский сад и начальная школа, вне зависимости от направленности, должны обеспечить гармоничное и целостное развитие каждого ребёнка.

Преемственность образовательных технологий. В одной из московских школ дети занимаются математикой с ясельного возраста и до вуза. Совсем маленький ребёнок решает задачи, связанные с конкретными предметами, потом, в детском саду, – игровые задачи, в школе – учебные. Разрабатываются такие же технологии, которые помогают «продвигать» коммуникативно-мыслительные способности, развивать понимание и воображение. Они не привязаны к какому-то конкретному предмету и могут реализовываться на разном материале. Родителям не нужно пугаться слова «технология»: оно просто означает, что у педагога есть особые средства, приёмы, а также профессиональные знания для того, чтобы развивать определённую способность ребёнка.

Нина Бычкова
кандидат психологических наук



Назад в раздел